Геворг Мирзаян
«Китайско-пакистанский экономический коридор» предполагает строительство 3000 километров автомобильных и железных дорог, а также трубопроводов от пакистанского порта Гвадар до города Кашгар в Синьцзян-Уйгурском автономном округе Китая. По расчетам Китая, ближневосточная нефть будет идти в порт Гвадар, а оттуда по транспортному коридору через Пакистан в Китай.
ПРЕМИУМ
23 апреля 2015 | 23:00

Китай усиливает свое присутствие в Пакистане

20 апреля глава КНР Си Цзиньпин прибыл с визитом Пакистан. Он привез с собой предложение Исламабаду окончательно войти в китайскую сферу влияния

«Китайско-пакистанская дружба похожа на большое дерево, которое имеет глубокие корни и густые листья», - написал Си Цзиньпин в своей статье, опубликованной в пакистанских СМИ.

И в качестве удобрений привез с собой масштабный инвестиционный портфель. По словам китайского лидера, проектов в нем - аж на 46 миллиардов долларов.

Значительная часть  этих средств пойдет в обустройство порта Гвадар. Некоторые аналитики считают модернизацию этого пакистанского порта началом масштабного проекта по размещению китайских военно-морских сил на Ближнем Востоке. Контингент в Гвадаре позволит Пекину иметь свои войска как в районе сосредоточения торговых путей (у Баб-эль-Мандебского пролива), так и недалеко от активно осваиваемой китайцами Африки. Однако такой ход был бы слишком амбициозен для нынешнего Китая - Пекин действует шаг за шагом, и на сегодняшний день сосредоточен на укреплении своей военно-морской мощи в «домашнем» регионе Восточной Азии. Очередь Ближнего Востока еще не пришла, пока что китайцам нужна от региона лишь поставка ресурсов. И контроль над Гвадаром призван именно обезопасить как эти поставки, так и в целом китайскую внешнюю торговлю.

«Китай, 80% импорта энергоресурсов которого осуществляется через Малаккские проливы, ищет пути создания более разветвленной сети транспортных каналов в Китай и из него. Речь не идет о доминировании одного канала над другими. Речь идет о создании сети, в которой одни элементы смогут подстраховать в случае временного выхода из строя - других. Гвадар призван играть именно такую роль. Никакой значимой военной нагрузки он нести не будет», - говорит научный сотрудник Московского Центра  Карнеги Петр Топычканов.

В целом же обустройство Гвадара - звено масштабного проекта, который Пекин хочет реализовать в Пакистане. Речь идет о  «китайско-пакистанском экономическом коридоре», который предполагает строительство трех тысяч километров автомобильных и железных дорог, а также трубопроводов от пакистанского порта Гвадар до города Кашгар в Синьцзян-Уйгурском автономном округе Китая. По расчетам Китая, ближневосточная нефть будет идти в порт Гвадар, а оттуда по транспортному коридору через весь Пакистан в Китай. Соответственно, в обратном направлении отправятся китайские товары. Именно поэтому, в частности, еще одним предметным проектом китайского инвестиционного пакета является реконструкция Каракорумского шоссе (идущего из Китая в Пакистан), расширение его до полноценной скоростной магистрали.

Реализуя проект экономического коридора, Пекин решает несколько задач. Он придает стимул для развития «внутренним» провинциям, а также создает альтернативный транспортный коридор в обход Малаккского пролива.

Тем самым серьезно осложняя ключевой американский проект по сдерживанию Китая, состоящий в создании вдоль китайских морским1 границ цепочки союзных государств. Теоретически у Китая уже есть такой обходной маршрут - через Мьянму. Однако во-первых, режим в этой стране постепенно выходит из-под китайского контроля, и, во-вторых, транзит через Мьянму не избавляет Пекин от рисков, связанных с трафиком товаров вдоль индийского побережья. Ни для кого не секрет, что китайско-индийские отношения полны сложностей, что Индия налаживает связи с Соединенными Штатами и, опять же чисто теоретически, может присоединиться к морской блокаде Китая.

Конечно, нет гарантий, что Исламабад (имеющий тесные отношения с Вашингтоном) станет для Китая надежным транзитером. И именно для получения таких гарантий Си Цзиньпин прилетел в Пакистан с огромными деньгами, которые будут вложены не только в транспортную инфраструктуру. Известные своей любовью к символике, китайцы обозначили принципы  своего сотрудничества с Пакистаном как макет «1+4» . По словам посла КНР в Исламабаде Сунь Вэйдуна, его основа - экономический коридор, а приоритетные направления - порт Гвадар, энергетика, транспортная инфраструктура и взаимодействие в области промышленности. 

Масштабные инвестиции Китая - это не только стремление Пекина получить прибыль, но и способ привязать Пакистан к себе.

«Близко работая с Пакистаном в течение многих лет, Пекин прекрасно понимает степень прочности этого государства и его институтов, прежде всего Вооруженных сил. В Китае понимают, что даже в условиях глубокого политического кризиса никакая сила в случае прихода к власти не будет настолько безумна, чтобы отвернуться от Китая - источника инвестиций, технологий, товаров», - говорит Петр Топычканов.

Эту стратегию Китай уже отработал на африканских странах, где на корню скупал местные экономики и тем самым брал под контроль местные режимы. 

Собственно, сами пакистанцы рады китайским инвестициями.

«Это изменит правила игры для Пакистана. Мы сможем связать Китай с рынками в Центральной и Южной Азии. Если мы станем мостом между этими тремя двигателями роста с населением примерно 3 млрд человек, это может дать нам большую выгоду», – сказал министр планирования Ахсан Икбал Пакистана.

Учитывая крайне тяжелую экономическую ситуацию в Пакистане, упускать этот шанс было бы верхом неблагоразумия.

Что касается России, то для нее пакистанский коридор, в общем-то, не таит особых угроз. Да, аналитики опасаются, если будет реализован проект «север-юг», то теоретически Гвадар можно использовать и для экспорта среднеазиатских углеводородов. Однако это маловероятно, поскольку, во-первых, проект Север-Юг надо еще реализовать (для чего Афганистан должен стать стабильной страной), а, во-вторых, китайцам невыгоден экспорт среднеазиатских ресурсов на европейские рынки - нефть и газ нужны самому Китаю. Другая проблема - это потеря возможностей, связанных c потенциальным транзитом китайских товаров через сибирскую транспортную инфраструктуру.

Однако нужно быть объективным - Китай хочет диверсифицировать торговые пути, и не стал бы пускать львиную долю своих товаров через Россию.

В то же время у Москвы появляется и ряд возможностей. Например, в виде углубления отношений с Индией, которая с большой тревогой смотрит на укрепление позиций во враждебном Пакистане враждебного Китая. Дели нужны альтернативы, и на эту роль подходят либо ненадежные в плане отношений с союзниками США, либо Россия.

 

Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Стратегический обзор»

25 января 2018 | 18:22

Угрозы и возможности новой стратегии национальной безопасности США

Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов, недавно анонсированная администрацией Трампа, концептуально настолько далека от подобных документов предыдущих президентов, будь то демократы или республиканцы, что ее появление можно считать данью внутриполитической конъюнктуре. Некоторые эксперты просто не верят, что внешняя политика США захочет или сможет сделать такой поворот, особенно ввиду огромной силы инерции в отношениях Америки с миром.

11 сентября 2017 | 16:47

Проблемы дипломатии как точной дисциплины

Пока внешняя политика большинства стран оставляет большое пространство для скороспелых суждений, стереотипов и невежества. Дипломатии предстоит пройти долгий путь, чтобы оказаться в числе точных дисциплин. К сожалению, путь к этому лежит только через ошибки – международные кризисы.  

21 октября 2015 | 21:10

Обзор итогов первых дебатов кандидатов на пост президента США от Демократической партии

В отличие от других кандидатов, для Клинтон дебаты не способ получить номинацию – если Байден так и не вступит в гонку, она ей обеспечена. Дебаты для нее – это шанс еще до праймериз набрать голоса и очаровать не только своих избирателей, но и колеблющийся электорат, чьи голоса в итоге и обеспечат победу на национальных выборах. 

4 октября 2014 | 07:37

Украина: предел прочности конструкции

Украина владела богатым наследством, но это наследство было общим с Россией и русскими и, вытравляя все русское из своей исторической памяти, она становится нищей.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
17 декабря 2014 | 20:00
15 декабря 2014 | 10:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова