Иван Лошкарёв
Суть деволюции состоит в том, что парламент Великобритании делегирует некоторые полномочия Законодательным собраниям Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии и Лондона. Но формально британские депутаты вправе отменить или внести изменения в любой акт, принятый деволюционными органами управления.
ПРЕМИУМ
19 ноября 2014 | 14:00

Документ дня: Соглашение о деволюции Британии и Уэльса

0 У вас осталось просмотров
Увеличить количество просмотров

Как дать региону больше полномочий и при этом не потерять его

Текст подготовлен в сотрудничестве с Lenta.ru

С юридической точки зрения Великобритания — унитарное государство. Однако это не мешает Лондону делегировать все больше полномочий регионам: Шотландии, Северной Ирландии и Уэльсу. Данный процесс называется деволюцией. Примечательно, что если в Эдинбурге и Белфасте всегда хватало тех, кто настаивал на окончательном разводе с Лондоном, то Кардифф к этому никогда не стремился. Тем не менее сейчас валлийцы стараются не отставать от соседей по Соединенному Королевству, настаивая на продолжении своего процесса деволюции.

Суть деволюции состоит в том, что парламент Великобритании делегирует некоторые полномочия Законодательным собраниям Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии и Лондона. Но формально британские депутаты вправе отменить или внести изменения в любой акт, принятый деволюционными органами управления. Более того, подобная процедура нисколько не умаляет верховенство монархов Соединенного Королевства над всей территорией, поскольку передачу полномочий осуществляют одни подданные в отношении других.

В 1979 году валлийцы отвергли возможность учреждения собственного представительного органа на местном референдуме. Если в Шотландии и Северной Ирландии всегда были негативные настроения по отношению к центральным органам власти, а точнее к их национальному или религиозному составу, то Уэльс, встав на путь деволюции в 1997 году, скорее просто стремится не отставать от других. Кроме того, в период финансовых сложностей выгоднее оставлять часть налогов на местах, поскольку центральные органы власти озабочены выравниванием социально-экономических показателей по стране. На меркантильные интересы в известной мере накладываются этнические и культурные различия: валлийцы — потомки кельтских народов, покоренных в свое время германскими племенами англов.

Подобная ситуация характерна не только для Великобритании. В Европе стремление некоторых районов к автономии характеризуют как всплеск регионализма. Среди стран в зоне риска Испания, Бельгия, Румыния и Италия. Урезанный аналог британской деволюции демонстрирует и многострадальная Украина, власти которой обещают провести децентрализацию.

Согласно «Акту об управлении Уэльсом» 2006 года, в ведение Уэльса передано 20 сфер управления — от сельского хозяйства и образования до сохранения валлийского языка и реагирования на чрезвычайные ситуации. Весной 2014 года официальные лица Уэльса потребовали передать в их ведение вопросы транспорта, энергетики, правосудия и правопорядка. Однако британское правительство сыграло на опережение и внесло законопроект, отражающий более умеренный подход к деволюции.

Представленный ниже документ — законопроект «Об Уэльсе». Этот документ уже принят в трех чтениях нижней палатой британского парламента и имеет все шансы пройти формальное утверждение в Палате лордов и получить одобрение королевы. Нововведения вступят в силу в 2016 году.

Законопроект подразумевает окончательное разделение исполнительной и законодательной властей Уэльса. Британский парламент делегирует полномочия валлийскому Национальному собранию, которое передает часть прав правительству Уэльса. В ведение представительского органа автономии переходят два налога — гербовый и утилизационный. Кроме того, Уэльс обретает право самостоятельно определять размер налога на прибыль, а также заключать кредитные соглашения с частными банковскими структурами. Однако Государственное казначейство сохранит возможность устанавливать лимит заимствований и влияние на сам процесс получения кредита.

Нынешний законопроект не последний для Уэльса. Сложный поиск баланса между суверенитетом государства и регионализацией в Европе не окончен. Лондон постарается затянуть переход ключевых полномочий в регионы, а тем не всегда хватает умения и смелости отстаивать свою точку зрения.

Британский опыт заслуживает внимания как один из примеров регулирования отношений в рамках сложносоставного общества. Проблемы децентрализации и федерализации обсуждаются не только в контексте кризиса на Украине. Они актуальны и для России, продолжающей поиск устойчивого баланса интересов и полномочий между регионами и федеральным центром.

Текст документа:

[…]
Статья 4.
1. Правительство Национальной ассамблеи Уэльса переименовывается в правительство Уэльса или Лэвандрайс Кэмри.
2. Соответственно, в Акте об управлении Уэльсом 2006 года:
а) изъять слова «Национальная ассамблея», где таковые встречаются в сочетании «правительство Национальной ассамблеи Уэльса»;

[…]
3. С учетом поправки подпункта 2, в последующих разделах Акта об Уэльсом 2006 года все указания на правительство Уэльса относятся к правительству Национальной ассамблеи Уэльса в любой период времени до вступления данной статьи в силу, включая:
а) право правительства предъявлять требования по отношению к профессиональной компетенции работников секретариата правительства;
в) право правительства выплачивать пособия бывшим или действующим работникам секретариата правительства.
4. Если ситуация не предусматривает иное толкование, в любом законодательном акте, юридическом акте или ином предписании, принятом или утвержденном до вступления в силу настоящей статьи […]:
а) любое указание на правительство Национальной ассамблеи Уэльса следует считать как указание на правительство Уэльса.

Статья 8.
1. После главы 1 части 4 пункта «а» Акта об управлении Уэльсом 2006 года вставить:
Глава 2. Налог на прибыль.
116 D. Полномочия по установлению ставки налога в Уэльсе.
2. Национальная ассамблея вправе принять резолюцию, устанавливающую ставку налога для Уэльса, чтобы начислять к оплате налогоплательщикам Уэльса налог на прибыль;
3. Резолюция Национальной ассамблеи по ставке налога на прибыль действует:
а) только в течение фискального года;
в) в течение всего фискального года.
6. Резолюция Национальной ассамблеи по ставке налога на прибыль:
а) принимается на определенный фискальный год;
в) принимается до начала этого фискального года;
с) принимается не менее чем за 12 месяцев до начала этого фискального года.

116N Утилизационный сбор
1)Налог на утилизацию мусора на свалке передается в ведение Уэльса.
2)Утилизация предполагает, что:
а) уничтожаются отходы;
в) это производится на свалке.

Статья 20.
1. Главы ведомств Уэльса вправе брать заем у министра по делам Уэльса:
а) необходимое количество средств, требующихся, чтобы выровнять объем выплат из консолидированного бюджета Уэльса с объемом поступлений;
в) необходимое количество средств, требующихся для поддержания адекватного баланса консолидированного бюджета Уэльса;
с) необходимое количество средств, направленных в соответствии с бюджетными правилами из государственной казны, для покрытия текущих расходов в связи с дефицитом доходов от переданных в ведение Уэльса налогов или в связи с тем, что прогноз от введения ставки налога на прибыль Национальным собранием Уэльса не оправдался.
1 А. Главы ведомств Уэльса вправе с одобрения Государственного казначейства брать в кредит необходимое количество средств, требующихся для капитальных вложений.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

15 апреля 2014 | 12:00

Реванш северян на выборах президента Афганистана?

Многим в Афганистане вероятность победы Абдуллы будет казаться угрозой децентрализации страны. Это может быть использовано его противниками во втором туре. Однако любой президент Афганистана будет заинтересован в укреплении центральной власти, которая гарантирует его полномочия. 

25 марта 2014 | 23:06

Оперативные планы НАТО на 2014 год

Возвращение темы расширения НАТО в повестку дня сентябрьского саммита в Британии закономерно, если воспринимать расширение как незавершенное дело, которое было начато альянсом много лет назад. 

9 октября 2014 | 00:24

Демократия по-ливийски: два конкурирующих парламента на фоне хаоса

Ливия сегодня нуждается в сильной центральной власти в лице группы стратегически мыслящих и авторитетных деятелей, которые – по примеру алжирских событий 1990-х гг. – смогут справиться с исламистской угрозой не путем тотальной борьбы со всеми группами исламистов, а посредством интеграции наименее радикальных элементов в процесс государственного управления, а также - объединить страну, воссоздав в определенном виде ту систему сдержек и противовесов, которая эффективно функционировала при Муаммаре Каддафи.

14 апреля 2015 | 14:00

Блеск и нищета американской дипломатии

Слова посла США в Чехии Эндрю Шапиро о том, что президенту этой страны Милошу Земану не стоит ехать на празднование Победы в Москве, вызвали настоящий скандал. Земан заявил, что двери его резиденции отныне закрыты для Шапиро. Это уже далеко не первый за последнее время случай, когда американские посланцы ведут себя неподобающим образом.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.