Павел Дятленко
Неконтролируемый рост исламского фактора во внутриполитической ситуации и внешней политике вступает в прямое противоречие с участием Кыргызстана в евразийской интеграции, угрожает сохранению светского характера государства, поликультурного общества и формированию общенациональной идентичности в Кыргызстане, политическому суверенитету.
ПРЕМИУМ
26 июля 2016 | 19:35

Исламский фактор во внешней политике Кыргызстана

Бишкек, Кыргызстан. – После распада СССР все постсоветские республики Центральной Азии, включая Кыргызстан, в большей или меньшей степени дрейфовали в направлении мусульманского мира. Но из-за роста угроз терроризма, неконтролируемой исламизации и распространения нетрадиционных течений ислама эта ситуация быстро меняется.

Существуют серьезные различия в отношении к исламскому фактору и его использованию во внешней политике между пятью центральноазиатскими государствами. Различия связаны с их политическими системами и элитами, а также наличием или отсутствием собственного опыта взаимодействия с разными частями исламского мира.

Исламский фактор в отношениях с Центральной Азией в качестве одного из компонентов внешнеполитического курса используют страны Ближнего и Среднего Востока, часть государств Азиатско-Тихоокеанского региона, различные организации – например, швейцарский фонд Ага Хана, который активно работает на территории Кыргызстана и Таджикистана.

В основном сотрудничество республики с исламскими партнерами сводится к торговле, финансовой сфере, партнерству в сфере религиозного и светского образования. 

Кыргызстан в течение долгого времени не имел сформулированной государственной религиозной политики, что в сочетании со слабостью государственных институтов, высоким уровнем бедности и открытостью страны создало опасную ситуацию неконтролируемой исламизации населения во всех регионах республики.

Существуют региональные отличия в религиозной ситуации в Кыргызстане. В южных областях республики ислам более распространен в силу сильного узбекского влияния, более долгой укорененности ислама, большей роли аграрного сектора в экономике и меньшей урбанизации.

Продолжающаяся исламизация общества в определенной степени является результатом эффективного и долгосрочного внешнего воздействия со стороны ряда разных акторов и проходит при значительной финансовой поддержке.

К настоящему времени на территории республики существует достаточно большое количество разных учебных заведений, прямо или косвенно связанных с исламским влиянием. К ним можно отнести медресе, турецкие лицеи и вузы, Восточный университет имени Махмуда Кашгари (бывший Кыргызско-Кувейтский университет).

В республике есть коммерческий банк, работающий по исламским принципам финансирования. Общее количество мечетей в Кыргызстане составляет около 2700, работают более 80 медресе, численность намазкан (специальных мест для совершения молитвы) не известно, т.к. они не подлежат регистрации.

В здании парламента Кыргызстана функционирует намазкана для депутатов. На прошлогодних парламентских выборах одна из политических партий использовала в своей рекламе образ одного из известных имамов. В 2016 году депутаты парламента обсуждали законопроект о внесении поправок в трудовой кодекс (с целью продления обеденного перерыва в пятницу на час) для обеспечения возможности верующим мусульманам посетить пятничную молитву в мечети. Однако эта инициатива не нашла поддержки.

До  сих  пор  остаются  нерешенными  и  ежегодно возникающие  в  начале  учебного  года  конфликты,  касающиеся  ношения религиозной одежды (хиджаб) учениками, преподавателями и персоналом в государственных школах.

Недавно в Бишкеке закончили постройку новой центральной мечети «Султан-Ахмет», стоимостью в 10 млн долларов США (из них 8 млн. предоставила Турция, 2 млн – Иордания). Мечеть спроектирована в турецком стиле и похожа на одноименную стамбульскую мечеть.

За постсоветский период были случаи столкновений между представителями мусульманского духовенства и мусульманами и кыргызами-баптистами. В качестве примера можно привести поджог молельного дома протестантской организации «Свидетели Иеговы» в поселке Токтогул Джалал-Абадской области, совершенный в ночь с 17 по 18 мая 2012 года. Существуют разногласия между тенгрианцами и мусульманами.

Дополнительной проблемой при выстраивании контактов с исламским миром для Кыргызской Республики является отсутствие собственного исламского центра, сопоставимого по накопленному опыту, традициям и авторитетности с Бухарой в Узбекистане или Казанью в России и способного при необходимости нейтрализовать нежелательное влияние в идеологическом, культурном и информационном пространстве.

В последние несколько лет государство предпринимает ряд последовательных шагов по системному выстраиванию отношений с исламом внутри республики, но пока еще не контролирует все религиозные процессы в отличие от всех своих соседей по региону. В ноябре 2014 году была принята концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы. Правительство Кыргызской Республики утвердило План действий по реализации Концепции.

Указом Президента Кыргызской Республики образован Центр исследования религиозной ситуации при Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики. Учреждены должности представителя Госкомиссии в каждой области республики. Учитывая, что ситуация в религиозной сфере требует повышенного внимания со стороны государства, была увеличена ее штатная численность.

В феврале 2015 года появился общественный фонд развития духовной культуры «Ыйман», в рамках которого проводится широкая разъяснительная  работа с мусульманским духовенством.

Фонд развития духовной культуры «Ыйман» начал реализацию проекта по  повышению  потенциала  религиозных  деятелей.  Для  них  организуются двухнедельные обучающие семинары. В течение 2015 года прошли обучение более 700 имамов мечетей из всех областей страны. Впервые в истории Кыргызстана имамы стали получать стипендии для повышения уровня своего образования. Сейчас число таких имамов – 838. Они отобраны  в  результате  аттестации,  которую  проводит  специальная  комиссия при Духовном управлении мусульман Кыргызстана, в нее входят также и представители государственных органов. По ее результатам на январь 2016 года по данным Государственной комиссии по делам религии всего 800 имамов из 2,5 тыс. соответствуют своему статусу.

По сообщению ИА КирТАГ, на июнь 2015 года число выехавших в Сирию  кыргызстанцев для участия в боевых действиях в рядах ИГИЛ составляло 352 человека. Из них 49 женщин, 22 несовершеннолетних. 98% добровольцев — это выходцы с юга Кыргызстана, причем 249 воюющих там кыргызстанцев — граждане узбекской национальности. Из Ошской области в Сирию отправляются жители Кара-Сууйского и Араванского районов, из Джалал-Абадской области — жители Сузакского района, из Баткенской области — жители города Кызыл-Кии и Кадамджайского района. Были случаи отъезда целых семей с детьми. По информации начальника 10-го главного управления МВД КР полковника Рафика Мамбеталиева, из 352-х человек 31 гражданин погиб в военных действиях в Сирии, пятеро вернулись на родину.

Различными путями выехало из Чуйской области – 21, Баткенской области – 65, Иссык-Кульской области – 20, города Бишкека – 8, Ошской области – 137, города Оша – 53, Джалал-Абадской области – 44, Нарынской области – 3, Таласской области – 1 человек.

По данным МВД КР на конец 2015 года, в боевых действиях в ближневосточной зоне принимают участие более 500 граждан республики, и это число продолжает расти. Из них подавляющую часть составляют лица узбекской  национальности,  заметную  часть  составляют  кыргызы,  имеются также небольшие группы лиц таджикской и уйгурской национальностей.

Существуют четыре основных направления, по которым перемещаются в Сирию: первый — Бишкек/Ош – Турция - Сирия, второй — это Бишкек – Россия – Турция – Сирия. Нередко граждане Кыргызстана уезжают в Россию в качестве трудовых мигрантов и вовлекаются в разные религиозные течения, далее они направляются в Сирию. Третий маршрут проходит через Украину, четвертый – через Грузию.

По заявлению официального представителя Госкомитета по нацбезопасности КР Рахата Сулайманова для агентства «Кабар»:

«Мы проводим профилактические меры среди населения, чтобы люди не стали жертвами обмана и не уезжали в Сирию. С начала лета мы задержали в аэропорту свыше 20 намеревавшихся уехать в Сирию граждан и провели разъяснительные беседы. Недавно вернули трех женщин. В настоящее время число уезжающих в Сирию резко сократилось. В большинстве случаев уезжают наши мигранты за рубежом».

Если в 2014 году на территории республики было изъято 7 457 религиозно-экстремистских материалов, то в 2015 году данный показатель составил 7 945.

В рамках предупреждения и пресечения преступной деятельности международных террористических организаций были признаны экстремистскими и террористическими и запрещены на территории Кыргызской Республики такие организации, как «Исламское государство» (решение Октябрьского районного суда г. Бишкек от 13 февраля 2015 года), «Джабхат ан-Нусра» (другое название «Фронтан-Нусри»), «Катибат аль Имам аль Бухари», «Жанат Ошиклари» (решение Ошского городского суда от 13 мая 2015 года).

Вместе  с  тем  террористические  организации  уже  перешли  к  тактике  активных  действий.  Об  этом  свидетельствует  проведенная  спецоперация  16 июля 2015 года, в ходе которой были ликвидированы 4 члена террористической организации «Исламское государство» и задержаны 7 граждан Кыргызской Республики по подозрению в причастности к преступной деятельности указанной  террористической  организации.  Спецоперации по задержанию членов террористических организаций и пресечению возможных  террористических  актов  были  проведены  22  октября  (мкр. «Достук») и 10 декабря (мкр. «Восток-5») 2015 года в г. Бишкек.

Всего на сегодня в Кыргызской Республике экстремистскими и террористическими признаны 19 организаций, деятельность которых запрещена на территории страны. При этом, в республике действует организация «Таблиги Джамаат», деятельность которой запрещена в других странах-членах ОДКБ.

По данным ИА КирТАГ, 8 июня 2016 года парламент Кыргызстана одобрил законопроект о лишении гражданства лиц, принимавших участие в вооруженных конфликтах или прошедших боевую подготовку в зонах конфликтов.

Согласно закону, «гражданство Кыргызской Республики утрачивается в случае участия гражданина КР в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства или прохождения за пределами КР подготовки, направленной на приобретение умений и навыков совершения террористического или экстремистского преступления». Кроме того, одобрены поправки в Уголовный кодекс КР о наказании за вывоз несовершеннолетних в зону вооруженных конфликтов. Предлагается прописать штраф в 10 тыс. сомов для граждан и 100 тыс. сомов для юридических лиц за публичное одобрение террористической или экстремистской деятельности с использованием СМИ и интернета при отсутствии признаков призыва к осуществлению этой деятельности, а также неумышленное использование символики или атрибутики террористических или экстремистских организаций. В случае повторения данного правонарушения в течение года после штрафных санкций применяется уже уголовное наказание.  

Внешние игроки из исламского мира (особенно арабские страны) активно работают с киргизскими политическими кланами и их лидерами, особенно южнокиргизскими, с целью закрепления и расширения своего влияния в Кыргызской Республике.  

Однако сотрудничество с исламским миром пока не привело к переформатированию экономики республики, основными экономическими партнерами Кыргызстана остаются Китай, Россия и Казахстан.

Неконтролируемый рост исламского фактора во внутриполитической ситуации и внешней политике вступает в прямое противоречие с участием Кыргызстана в евразийской интеграции, угрожает сохранению светского характера государства, поликультурного общества и формированию общенациональной идентичности в Кыргызстане, политическому суверенитету.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Региональные риски»

27 октября 2015 | 07:00

К итогам парламентских выборов в Польше

Польская политика станет более проамериканской, но нужно помнить, что и раньше при любом правительстве направления и лимиты сотрудничества задавали в Вашингтоне, а не в Варшаве. Разница была лишь в том, насколько польские политики были готовы торговаться, отстаивая национальные интересы страны.

27 марта 2014 | 13:03

Украинское направление польской дипломатии

Рассмотрение польской политики в отношении Киева через призму отношений с Москвой является анахронизмом и не даёт понимания действий Варшавы.

27 февраля 2017 | 21:57

Перспективы развития вооруженных сил Украины

За прошедшее с начала конфликта на Донбассе время вооруженные силы Украины сильно изменились. Не имея боевого опыта, ВСУ оказались вовлеченными в масштабные боевые действия с многокилометровой линией фронта. Годы вооруженного противостояния на Донбассе продемонстрировали возможности украинской армии, выявив её сильные и слабые стороны.

5 декабря 2014 | 15:57

Египет как опора Запада в стабилизации Ближнего Востока

Новое египетское руководство осознает первостепенность решения внутренних проблем и не выдвигает приоритетным направлением своей политики нормализацию отношений с Западом. Однако в современных реалиях последний осознает, что нужен ему стабильный Египет, пусть даже не до конца «демократичный» или лояльный.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
2 апреля 2014 | 01:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова