Иван Константинов
Условия для тактического сближения США и Ирана действительно сложились, однако они не меняют сущности отношений двух стран. Одноак даже постановка вопроса о пересмотре отношений двух стран отразится на развитии ситуации на Ближнем Востоке.
ПРЕМИУМ
21 июня 2014 | 06:12

Иракский кризис и препятствия на пути сближения США с Ираном

Внезапный реванш радикальных исламистов в северных районах Ирака в июне 2014 года дал толчок обсуждению возможности сотрудничества США и Ирана по иракскому вопросу. Учитывая, что режим Нури Аль-Малики поддерживается одновременно американцами и иранцами, а бойцы группировки Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) могут считаться противниками и тех и других, американские аналитики пришли к выводу, что между США и Ираном необходима «разрядка». Эксперты ведущих американских и британских изданий отмечают, что Иран остается «островком стабильности» на Ближнем Востоке и что Тегеран и Вашингтон имеют общие стратегические цели на Ближнем Востоке: подавление суннитского радикализма и стабилизация ситуации в регионе. 

Госсекретарь США Джон Керри, комментируя возможное сближение с Тегераном, описал условия такого сотрудничества: «Мы открыты для любых конструктивных процессов, которые могут свести к минимуму насилие, сохранить Ирак, его территориальную целостность, и выявить присутствие иноземных террористических сил, разрывающих страну». В схожем ключе мыслят и британские партнеры американцев, также ощущающие ответственность за происходящее в Ираке. Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг подтвердил намерение вновь открыть британское посольство в Тегеране.  

Условия для тактического сближения США и Ирана действительно сложились, однако они не меняют сущности отношений двух стран. Кроме того,  стабильность шиитского правительства в Багдаде, территориальная целостность Ирака и борьба с ИГИЛ – все это по-настоящему интересует только Тегеран. Вашингтон может примириться с появлением на территории страны трех независимых государств (шиитского, суннитского и курдского), и даже с усилением ИГИЛ, воюющей против войск Башара Асада в Сирии. Поэтому заявления американцев о возможности привлечения к урегулированию в Ираке Тегерана свидетельствуют о готовности использовать иранское влияние в своих интересах.

Американская политика на Ближнем Востоке последнее время не знает успехов. Вашингтон нередко оказывается не готов к развитию событий или делает неверную ставку, которую позже приходится менять. Это ведет к стратегическому оппортунизму (как в кризисах в Египте и Сирии) и отсутствию результатов (посреднические усилия в палестино-израильском урегулировании). Поэтому попытка использовать ресурсы Ирана в Ираке нацелена на исправление в целом безрадостной картины и укрепление репутации США на Ближнем Востоке. 

Вашингтон рассчитывает, что возможный успех в переговорах по ядерной программе Ирана станет доказательством лидерской и миротворческой роли США в регионе, а урегулирование в Ираке при иранском участии должно стать подтверждением того, что США держат ситуацию под контролем. Лично для Барака Обамы и Джона Керри – это едва ли не последний шанс оправдать свою внешнюю политику на Ближнем Востоке и оставить важное для любого американского политика «наследие».

Несмотря на заинтересованность США в таком развитии событий, сближение в полной мере вряд ли возможно. По иракскому вопросу Иран будет стремиться действовать самостоятельно. Возможный американский авиаудар по позициям исламистов мог бы облегчить задачу, однако Багдада и Тегеран справятся и без него. Важно то, сотрудничество с Вашингтоном навредит имиджу Тегерана в регионе. В июне 2014 года заместитель министра иностранных дел Ирана Хосейн Абдоллахиян заявил: «Мы не обсуждаем с американцами последние события в Ираке, и не нуждаемся в сотрудничестве с США в этом вопросе». В конечном счете, кризис в Ираке позволяет Тегерану укрепить свое влияние в этой стране, наладить контакты с представителями иракских курдов и ослабить ИГИЛ. 

Возможный поворот США в сторону Ирана вызывает озабоченность американских партнеров в регионе (в первую очередь Израиля и Саудовской Аравии) и сомнения в политических и экспертных кругах в Вашингтоне. Возможный кандидат на пост президента от Демократической партии Хилари Клинтон отметила, что в отношениях с Ираном нужно «четко понимать, во что мы ввязываемся». Аргументы против сближения с Ираном состоят в том, что это усилит позиции Тегерана в регионе и негативно отразится на репутации Вашингтона в регионе. Эксперты опасаются, что в результате США могут потерять рычаги давления на Тегеран по вопросу о ядерной программе и окончательно упустить инициативу в сирийском конфликте.

Несмотря на замечания политиков и экспертов, весьма вероятно американская администрация продолжит начавшееся еще до иракских событий сближение с Ираном. Политика Барака Обамы продолжает быть конъюнктурной: вместо реализации долгосрочной стратегии, США вынуждены реагировать и использовать текущие обстоятельства. «Разрядка» в отношениях с Ираном также носит инстинктивный и тактический характер. При этом такой шаг трудновыполним и не так выгоден, как представляется в Вашингтоне. Ввиду особого международного статуса США и регионального положения Ирана даже постановка вопроса о пересмотре отношений отразится на развитии ситуации на Ближнем Востоке.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «»

20 марта 2014 | 17:56

Энергетическая стратегия ЕС до 2030 года

В январе 2014 года Европейская комиссия опубликовала программу стратегии ЕС в области энергетики и борьбы с изменением климата до 2030 года. Основной вопрос, который предстоит решить Еврокомиссии - кто будет регулировать энергетическую политику стран-членов.  

2 июля 2015 | 09:23

Ближневосточное досье: переговоры по Йемену и ситуация в Палестине в июне 2015

Йеменский кризис остается одной из главных тем региональной повестки дня на Ближнем Востоке. Состоявшаяся в июне в Женеве конференция под эгидой ООН ввиду обструкционистской позиции конфликтующих сторон изначально была обречена на провал. На этом фоне в Палестине развиваются внутренние противоречия на фоне новых обстрелов Газы со стороны Израиля.

24 марта 2015 | 13:00

Великий уравнитель: Сергей Лавров как внешнеполитический ресурс

Внешнеполитические ресурсы России всегда были скромнее ее реального международного положения. Так сложилось потому, что российская внешняя политика опирается не только и не столько на материальные ресурсы, сколько на нематериальные активы — обширную регионоведческую экспертизу, большой опыт конфликтов и компромиссов, накопленный в международном сообществе авторитет.

9 июня 2017 | 10:10

Дайджест внешней политики США (1-8 июня)

Выступление американского министра обороны на конференции «Шингри-Ла Диалог» было призвано изложить политику США в азиатско-тихоокеанском регионе. После сообщений о разрыве дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Катаром Пентагон и Госдепартамент предпочли занять нейтральную позицию. Постпред США в ООН Никки Хейли приступила к выполнению данного конгрессменам обещания – давлению на Совет по правам человека.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова