Андрей Сушенцов
На протяжении последних трех столетий Москва была главным динамическим ядром Евразии и центром притяжения для соседей. Однако будущее евразийского пространства в XXI веке будет определяться не одной Россией, которая будет вынуждена конкурировать с Китаем, ЕС, США, Турцией и Ираном. Россия должна быть за столом переговоров великих держав, чтобы не стать одним из блюд в их меню.
ПРЕМИУМ
10 августа 2016 | 18:15

Иерархия угроз безопасности для России

Россия — крупнейшее в мире государство с крайне низкой плотностью населения и сложным поясом соседства. Значительная по площади территория делает Россию самодостаточной вселенной, содержащей внутри себя все необходимое для развития. С другой стороны, низкая плотность населения и проницаемость границ ведет к внутренней хрупкости и сильной подверженности влиянию соседей.

Поскольку основные возможности для своего развития Россия содержит сама в себе, главной целью внешней политики Москвы является блокирование внешних негативных воздействий и избегание втягивания в длительные противостояния с соперниками.

Главным историческим условием использования российских преимуществ были внешний мир и внутренняя политическая стабильность, которые тесно взаимосвязаны.

В нынешних границах (без Северного Кавказа и Хабаровского края) Россия существует со времен Петра Первого уже более трех столетий. Создание и сохранение в жесткой конкурентной борьбе самого большого государства на планете — несомненное достижение народа России.

Однако Российское государство в некоторых отношениях уязвимо. Для России исторически были характерны большие расстояния между населенными пунктами, отсутствие естественных препятствий для внешних вторжений, уязвимые коммуникации, северный климат и короткий посевной сезон. Многие регионы страны непригодны для сельского хозяйства, а главные производственные центры находятся вдали от источников энергоресурсов. Правительство должно обеспечивать безопасность, а также поддерживать единый социальный стандарт в здравоохранении и образовании от Магадана до Калининграда.

Все перечисленное в совокупности делает страну хрупкой, производство добавочного продукта сложным, а социальные перемены медленными. Поддерживать жизнедеятельность огромного российского государства — монументальная задача, которая не имеет прецедентов. Поэтому ключевыми угрозами для России всегда были и остаются внутреннее ослабление и социальный взрыв (implosion). Внутренний взрыв обычно отбрасывал развитие страны на десятилетия назад и временами ставил вопрос о выживании государства.

Власти современной России видят решение проблем ее хрупкости и проницаемости в укреплении военной безопасности и стимулировании устойчивого демографического роста. Тем самым они стремятся повысить жизнеспособность государства (vitality) и сделать его устойчивым к внешним и внутренним стрессам.

Внешняя политика России — прямое продолжение внутренней. На протяжении последних трех столетий Москва была главным динамическим ядром Евразии и центром притяжения для соседей. Россия одной из первых принесла плоды европейской культуры на Кавказ, в Центральную Азию и на Дальний Восток.

Однако будущее евразийского пространства в XXI веке будет определяться не одной Россией, которая будет вынуждена конкурировать с Китаем, ЕС, США, Турцией и Ираном. Россия должна быть за столом переговоров великих держав, чтобы не стать одним из блюд в их меню.

Ключевые источники внешних угроз России — исламский экстремизм из Сирии и Ирака, наркотрафик из Афганистана, возможная эскалация конфликтов на постсоветском пространстве, вокруг КНДР или Ирана, гражданская война на Украине. Приоритет сохранения стратегической стабильности с США требует от Москвы модернизации вооруженных сил, военно-промышленного комплекса, систем глобальной навигации и космической связи. Неразрешенные проблемы европейской безопасности и сохранение блокового подхода к ее обеспечению вынуждают Россию видеть в НАТО возможного военного противника.

Из всех постсоветских стран именно Россия получила наибольшие выгоды от распада СССР. Однако в результате распада Советского Союза основные объекты жизненно важной для России инфраструктуры остались на территории Украины, Белоруссии и Казахстана (трубопроводы, железные дороги, порты, военные базы, космодромы и производственные мощности). На протяжении 20 лет логика российской политики состояла в том, чтобы вывести из-под влияния враждебно настроенных соседей главные объекты советской инфраструктуры.

Со странами, настроенными по отношению к России дружественно, напротив, создавались преференциальные отношения и союзы — это получилось с Белоруссией, Казахстаном и Арменией. Одновременно Россия стремилась ослабить свою зависимость от Украины — Москва строила альтернативные трубопроводы в обход украинской территории, новую базу для Черноморского флота в Новороссийске и переносила военные заказы с украинских предприятий на российские. После возвращения Крыма у России больше нет жизненных интересов за пределами ее границ: ни космодром в казахстанском Байконуре, ни прибалтийские грузовые порты, ни белорусские железные дороги не являются предлогом для претензий Москвы. Она будет вынуждена вмешаться в дела постсоветских государств лишь при одном условии — если русские общины за рубежом начнут подвергаться репрессиям. Однако во всех остальных случаях Россия будет избегать вовлечения в конфликты в поясе своих границ.

Россия стремится занять место ведущей мировой державы наряду с США и КНР, однако пока не может этого достичь. Выжидая и накапливая силы, Россия становится стратегическим балансиром, в интересах которого сохранять независимость своей политики и международных оценок. Ключевой международной угрозой для России будет необходимость отхода от позиции балансира и вынужденное присоединение к одному из полюсов глобальной конкуренции XXI века — США или Китаю.

 

Впервые опубликовано на сайте газеты "Коммерсантъ"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

31 августа 2015 | 07:48

На пути к «рейганистской» России: политика России в области безопасности после Путина

Таким образом, стратегический подход Москвы, лишенный эмоционального багажа и ставший способным относительно рационально оценивать, в каких случаях и по каким вопросам нужно сотрудничать с внешними силами, превратит Россию в страну, с которой проще уживаться. Если получится разрешить такие чувствительные вопросы, как расширение НАТО и установка систем ПРО, то мы сможем создать такой мир, в котором Россия, сохраняя свое явное отличие от Западных государств (и раздражая этим непривлекательным состоянием либералов), будет государством, с которым можно эффективно сотрудничать

21 июля 2018 | 18:34

«Аналитик, владеющий теоретической базой, имеет преимущество»

Уильям Уолфорт – один из наиболее авторитетных специалистов в области теории международных отношений, основоположник теории неоклассического реализма. Помимо теории международных отношений, он также специализируется на изучении проблем международной безопасности, холодной войны, внешней политики США и России. С профессором Уолфортом мы обсудили практическое применение теорий международных отношений, успешные попытки прогнозирования политических процессов.

25 августа 2015 | 19:19

Аналитический доклад: Новая украинская политика России

В силу выбора украинских элит и постоянной политической нестабильности на Украине с 2004 года российско-украинская взаимозависимость ослабляется. Россия сделала выбор в пользу вывода из-под влияния Украины своих жизненно важных интересов. В интересах обеих стран сделать так, чтобы распад взаимозависимости был постепенным и подготовленным.   

28 июля 2015 | 15:28

Экономическая логика интеграции новых членов в состав ЕАЭС

Основная причина «спроса на интеграцию» в постсоветских странах – кластерный характер экономики, сложившийся в период советской индустриализации. Промышленные комплексы регионов и республик строились не как автономные системы, а как составные части единого экономического организма. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова