Александр Стихин
Глобальная конкуренция идей и ценностей выносит на повестку дня вопросы о границах государственного суверенитета, но не в привычном политико-географическом смысле, а в сфере информации, культуры, науки и образования.
ПРЕМИУМ
26 марта 2014 | 11:58

Идеи и ценности как элемент суверенитета в 21 веке

Лидирующее положение в мире суждено занять тому, чьи идеи и ценности способны завоевать сердца как внешней, так и внутренней аудитории. Именно «мягкие» элементы силы способны побудить следовать интересам лидера по собственной воле и желанию. Это выносит на повестку дня вопросы о границах государственного суверенитета, но не в привычном политико-географическом смысле, а в сфере информации, культуры, науки и образования.

Идеи, ценности и их системы
Идеи и ценности формируют интеллектуальный и духовный потенциал общества. Они являются предметом его самоидентификации в национальном и политическом смысле. Система ценностей общества составляет его идеологию. В зависимости от иерархии ценностных приоритетов можно определить характер идеологии: высшая ценность принципа свободы - либерализм, главенство традиций - консерватизм, а первостепенность принципа всеобщего равенства - социализм. Применительно к географическому распространению, уместно говорить о либеральном Западе (США и ЕС), консервативном Востоке (страны исламского мира) и ряде социалистических стран Восточной Азии и Латинской Америки.

Для сохранения суверенитета государству необходимо иметь свою идейно-ценностную структуру и уметь противостоять конкурирующим ценностным системам. Конкуренция ценностных систем стала естественной и нет причин утверждать о неизбежной победе какой-либо одной идеологии.

Технологии и конкуренция ценностных систем
Совершенствование способов воздействия на аудиторию привело к ситуации, в которой умы и сердца людей в первую очередь стала завоевывать форма, и уже потом содержание. На первый план вышли механизмы создания привлекательного образа ценностной системы. Эффективность информационно-культурной политики стала зависеть от способности задействовать инновационные творческие механизмы. 

Суверенитет страны зависит от уровня ее технологического развития. “Цифровой суверенитет” включает два компонента - электронный и информационный. Электронный компонент - это устойчивость и защищенность государства и его критически важной инфраструктуры от кибератак, вирусов, взломов, утечки данных и выведения из строя. Информационный компонент отражает способность государства противостоять информационной войне и защищать от искажения, подрыва и воздействия на информационное пространство страны и ее идейно-ценностную систему. 

Независимое государство способно контролировать свое информационное пространство, своевременно обнаруживать атаки и нейтрализовать их. Для обеспечения цифрового суверенитета государству необходимо обладать собственной аппаратной, программной и мобильной платформами (процессором, операционной системой, пакетом офисных программ, и т.д.), сетью прогосударственных СМИ. Главное же - идейно-ценностной концепцией развития общества, сопровождаемой законодательной базой.

На данный момент только США обладают полноценным цифровым суверенитетом, как электронным, так и информационным. Это достигнуто благодаря тонкой настройке идеологической структуры общества, не напрямую, а косвенными методами, позволяющими эффективно воспитывать аудиторию и формировать нужные ценности.

В перспективе мы прогнозируем усиление идейно-ценностного противостояния разных систем, его распространение на новые сферы и направления. Значение и роль информационных технологий в формировании идеологической архитектуры общества будет возрастать. Борьба за будущее переходит в цифровую плоскость.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Технологии»

11 января 2016 | 10:56

Дайджест внешней политики США за неделю (1-9 января)

В очередном обострении между Саудовской Аравией и Ираном США предпочли занять нейтралитет, однако в экспертных кругах звучит все больше призывов отдаляться от Королевства. Ядерные испытания КНДР стимулировали критику в адрес политики "стратегического терпения" Обамы в отношении Пхеньяна. На внутриполитической арене новым поводом для критики президента стало его намерение - в противовес несогласию Конгресса - бороться с распространением огнестрельного оружия в стране.

8 января 2018 | 22:27

Дайджест внешней политики Германии 2-8 января

Новый год начался для немецкой дипломатии с обращения к проблемным сюжетам: украинскому кризису и сложным отношениям с Турцией. В Киеве Зигмар Габриэль стремился дать новые импульсы Минскому процессу. А в родном для себя Госларе он принимал турецкого коллегу Мевлюта Чавошоглу. Непростая неделя закончилась для Габриэля стартом коалиционных переговоров с ХДС-ХСС, от результатов которых зависит будущее крупнейших политических фигур ФРГ.

13 марта 2018 | 09:29

Дайджест внешней политики Германии 6-13 марта

После того, как всеобщее голосование в СДПГ завершилось победой сторонников союза с ХДС-ХСС, путь к формированию нового правительства ФРГ был, наконец, открыт. Внешнеполитическое ведомство страны возглавит бывший министр юстиции Хайко Маас, не имеющий опыта дипломатической работы. Вероятно, это позволит Меркель чувствовать себя более свободно в международной риторике, меньше оглядываясь на партнеров по коалиции. 

12 августа 2014 | 18:15

Египетское посредничество в Ближневосточном урегулировании

Во внутрипалестинских делах происходит смещение баланса. Поражение региональных спонсоров «Братьев мусульман» - Катара и Турции - и сирийских оппозиционеров из Сирийской национальной коалиции нашло отражение и в палестино-израильском вопросе. Линия на поддержку Хамас дает его спонсорам все меньшую отдачу.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова