Артем Соколов
Министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриель продолжает умеренно-настороженную линию немецкого руководства по отношению к новой американской администрации. Находясь в Вашингтоне Габриель подчеркивал важность развития трансатлантических связей. В условиях кризиса в ЕС и предстоящих выборов ФРГ демонстрирует стабильность своей внешней политики.
ПРЕМИУМ
22 мая 2017 | 19:32

Германия побуждает США возобновить лидерство

17 мая министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриель прибыл в США с двухдневным визитом. Глава немецкого внешнеполитического ведомства провел рабочую встречу с госсекретарем Рексом Тиллерсоном, в ходе которой обсуждались актуальные вопросы двусторонних отношений, региональной и глобальной безопасности, украинский и сирийский кризис.

Крупной темой для обсуждения стала ситуация вокруг расположенной на территории Турции авиабазы Инджирлиик. Ранее турецкие власти запретили немецким парламентариям посещать военный объект, поскольку ФРГ предоставила политическое убежище турецким офицерам, сбежавшим из Турции после неудачной попытки переворота против правительства Р. Эрдогана. Глава немецкого МИД выразил надежду, что США смогут оказать влияние на Турцию и парламентская делегация бундестага сможет посетить авиабазу.

Зигмар Габриель подчеркнул важность экономического сотрудничества между США и ФРГ. По словам немецкого министра, немецкие инвестиции в американскую экономику привели к созданию 670 000 рабочих мест в США. Он охарактеризовал текущие американо-немецкие торговые связи как взаимовыгодные.

Визит Габриеля состоялся в контексте продолжающегося скандала вокруг мнимой передачи Дональдом Трампом секретных сведений израильской разведки главе российского МИД Сергею Лаврову. Невольно выступая в защиту Трампа, Габриель отметил, что произошедшее не является поводом для напряженности в американо-германских отношениях. Он напомнил о скандале с прослушкой телефонов Ангелы Меркель, случившимся во время правления Барака Обамы, и заявил, что даже после этого двусторонние связи смогли быстро нормализоваться.

За день до своей поездки в Вашингтон Зигмар Габриель принял участие в открытии американо-немецкой конференции в Берлине «План Маршалла и его наследие – на пути к тесному трансатлантическому партнерству», приуроченной к 70-й годовщине «плана Маршалла». Глава немецкого МИД произнес продолжительную речь, в которой подчеркнул важное значение американской помощи в послевоенные годы для восстановления экономики ФРГ и создания основ европейской интеграции. Он выделил пять основных пунктов, на которые необходимо опираться, укрепляя трансатлантическое партнерство:

- вместе США и ЕС сильнее, чем по отдельности. Трансатлантическое партнерство соответствует интересом обеих сторон.

- международный порядок, основанный на законе и защищающий свободу его участников, все чаще подвергается сомнению. Растет социально-политическая напряженность. Необходимо вместе защищать западные ценности и принципы от внешних и внутренних угроз. Без этих обязательств растет угроза столкнуться с серьезными последствиями.

- чем стабильнее, способнее и успешнее будут США и ЕС, тем эффективней они смогут действовать на международной арене. Трансатлантические отношения начинаются с «домашнего задания» для каждой из сторон.

- США и ЕС должны выработать новый баланс «твердой» и «мягкой» силы. Не должно возникнуть противоречий: ЕС должен нарастить потенциал «твердой» силы, а США не растерять потенциал силы «мягкой».

- трансатлантические отношения не являются чем-то предустановленным и постоянным. Необходимо снова и снова фиксировать то новое, что происходит в обществе и следить, чтобы издержки этих отношений распределялись справедливо.

Визит Зигмара Габриеля продолжил умеренно-настороженную линию немецкого руководства по отношению к новой американской администрации. Как и во время визита канцлера Ангелы Меркель, немецкая сторона старалась продемонстрировать приверженность политике Трансатлантического партнерства. Призывая США выступить в качестве арбитра в споре с Турцией, Берлин дает Вашингтону возможность проявить свою определяющую роль в рамках НАТО и показывает, что без активной американской внешней политики демократические ценности оказываются под угрозой.

Защищая евроатлантические принципы, немецкое руководство стремится доказать его решающее значение в категориях, приемлемых для Дональда Трампа. Наряду с традиционным ценностным подходом в риторике Берлина появляются конкретные цифры и очевидные исторические параллели. Озвученные Габриелем сотни тысяч рабочих мест для американцев, созданные немецкими бизнесменами, должны продемонстрировать, что евроатлантический проект основан не только на идеологии, но и на экономической выгоде. Оказав 70 лет назад помощь европейским странам, Джордж Маршалл обеспечил США надежного торгового партнера, к тому же разделяющего американские ценности.

Выход Великобритании из ЕС, миграционный кризис, события на Украине и предстоящие выборы канцлера заставляют немецкое руководство подтвердить собственные внешнеполитические приоритеты. Акцентируя внимание на евроатлантизме и особых отношениях с США, Берлин демонстрирует стабильность своей внешней политики. Обратной стороной такого подхода остается дефицит гибкости и прагматизма, общая растерянность немецких элит в ситуации, когда приходится доказывать старшему партнеру некогда очевидные для него вещи.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

8 июня 2015 | 22:17

Итоги парламентских выборов-2015 в Турции и их значение для России

7 июня в Турции прошли парламентские выборы, результаты которых показали, что основанная президентом Рэджэпом Эрдоганом Партия справедливости и развития (ПСР) теряет поддержку населения. По предварительным итогам голосования, партия получила менее половины мест в парламенте, что не позволит ей управлять страной, игнорируя мнение остальных политических сил.

12 июля 2016 | 17:00

Признаки прогресса в Нагорно-Карабахском урегулировании

Визит российского министра и в Азербайджане, и в Армении, и в соседних странах, и в США вызывает значительный интерес. От него ждут если не сенсаций или прорывов, то определенной конкретизации относительно нагорно-карабахского урегулирования в целом и позиции Москвы, в особенности. Сразу оговоримся, эти ожидания имеют различное наполнение. Естественно, Ереван и Баку надеются на то, что РФ сделает выбор в их пользу, а партнеры России по Минской группе ОБСЕ  не хотели бы концентрации дипломатического влияния на мирный процесс в руках Москвы.

11 апреля 2016 | 21:04

Логика внешней политики постсоветских государств и роль ОДКБ

У каждой страны-члена ОДКБ есть свои объективные и субъективные резоны для того, чтобы не быть против российской политики, но «воздерживаться». Следует признать сегодняшнюю реальность. Постсоветское пространство, как некая политически интегрированная территория на самом деле не существует. Бывшие республики «нерушимого Союза» расходятся каждый в соответствии со своими интересами

14 мая 2018 | 19:32

Проблемы и перспективы формирования российского лобби в США

Из американских СМИ складывается впечатление, что нет страны влиятельнее России. Союз российских хакеров и троллей стал настоящим кошмаром для Америки, породив глубокую паранойю. Однако российское влияние в США – миф, а российского лобби не существует. Об этом говорят хотя бы спазматические попытки российских бизнесменов стучаться во все двери в Вашингтоне перед угрозой попасть под санкции.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
9 декабря 2014 | 08:00
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова