Никита Мендкович
Хотя связи со странами постсоветского пространства не имеют для ЕC первостепенной значимости, именно выработка общих целей в направлении Восточной Европы и Южного Кавказа стала первой попыткой коллективной работы стран Европейского Союза. 
ПРЕМИУМ
15 марта 2014 | 08:00

Стратегия и идеология в проекте ЕС “Восточное партнерство”

0 У вас осталось просмотров
Увеличить количество просмотров

На протяжении 2000-х годов европейские политики жили с ощущением того, что Европе необходима скорейшая выработка общих целей и подходов к вопросам внешней политики. Хотя связи со странами постсоветского пространства не имеют для европейских столиц первостепенной значимости, именно выработка общих целей в направлении Восточной Европы и Южного Кавказа стали первой попыткой коллективной работы стран Европейского Союза. 

Назначение “Восточного партнерства”
Прежде в региональной повестке дня в Восточной Европе и на Кавказе практически отсутствовал европейский фактор, а понятие “европейского выбора” было элементом риторики. Исправить это должна была программа “Восточное партнерство”, целью которой было заявлено сближение ЕС с рядом стран бывшего СССР: Белоруссией, Украиной, Молдавией, Арменией, Азербайджаном и Грузией. Назначением программы было конвертировать ресурс “пассивной” привлекательности ЕС в политические и экономические результаты. “Восточное партнерство” стало способом предложить постсоветским странам такую модель отношений, в котором ЕС в обмен на консультации и небольшую финансовую помощь получал рынки сбыта и ресурсы стран Восточной Европы и Южного Кавказа, а также рычаг в борьбе за цены на энергоресурсы с Россией. 

Главным локомотивом этого сближения стали те страны ЕС, которые непосредственно граничили с постсоветскими государствами - и, прежде всего, Польша. С середины 2000-х годов польской дипломатии удалось позиционировать себя в качестве экспертов по постсоветскому пространству. “Оранжевую революцию” в Украине в 2004 году в Варшаве были склонны считать в определенной мере успехом миссии А. Квасневского. Неудивительно, что именно Польша попыталась взять на себя миссию формулирования и проводника интересов Запада на Востоке.

Проект “Восточного партнерства” был представлен министром иностранных дел Польши Р. Сикорским 26 мая 2008 года на Совете ЕС по общим вопросам и внешним связям. Помимо Польши, инициатором “Восточного партнерства” является Швеция, имевшая к тому моменту опыт “Северного измерения”. Ее участие в “Восточном партнерстве” создавало основу для более глубокой интеграции двух проектов и усиления внешнеполитической активности Стокгольма, прежде ограниченной Балтийским регионом. США увидели в “Восточном партнерстве” дополнительный ресурс для ослабления связей постсоветских государств с Россией и поддержали программу.

ХОТИТЕ ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ?
Получите неограниченный доступ ко всем материалам сайта, оформив подписку или просто войдите на сайт, если у вас уже есть подписка.
ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

23 декабря 2014 | 09:00

Нужен всем берег турецкий

Внутри самой Турции есть силы, совершенно непримиримые к России. После референдума в Крыму и его воссоединения с Россией некоторые турецкие политики активно продвигали идею об абсолютной незаконности данного акта. Звучали обвинения в агрессии и ущемлении прав крымских татар.

30 марта 2016 | 12:05

Презентация доклада «Международные угрозы 2016» в Валдайском клубе

29 марта на площадке дискуссионного клуба «Валдай» состоялась презентация доклада «Международные угрозы 2016», подготовленного агентством «Внешняя политика». Основные темы доклада: рост противоречий в американо-российских отношениях, сирий конфликт, междунароный терроризм и кризис с беженцами.

18 мая 2018 | 18:18

Дайджест внешней политики США (11-17 мая)

Перенос американского посольства в Иерусалим превратился с приходом новой внешнеполитической команды Трампа из долгосрочного и символического проекта в стратегический шаг в рамках палестино-израильского урегулирования. Перспектива изменения расстановки политических сил в Мексике и США заставила стороны вернуться за стол переговоров. Визит президента Узбекистана в Белый дом 16 мая продолжил курс администрации Трампа на восстановление двусторонних отношений.

3 октября 2017 | 17:36

Транзитные перспективы Закавказья

Несколько факторов региональной и глобальной политической конъюнктуры могут в ближайшие годы поменять ход международной дискуссии о путях развития транспортной инфраструктуры в Закавказье. Снятие санкций с Ирана, инициатива «Экономического пояса шелкового пути», снижение цен на углеводороды и продолжающееся переустройство региональной транспортной системы создают условия для пересмотра транспортной политики региона.

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
9 декабря 2014 | 08:00
11 сентября 2014 | 21:25
2 апреля 2014 | 01:00
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.