Сергей Маркедонов
Несмотря на особый характер отношений Анкары и Баку, Россия стремится проводить сбалансированную политику в отношении Азербайджана. Далеко не всем в Ереване это нравится. Но этот курс уже доказал свою эффективность. Если бы Москва испортила отношения с Баку, то после ухудшения российско-турецких отношений в придачу к сирийскому "пакету" она получила бы немалые проблемы на Кавказе.
ПРЕМИУМ
10 марта 2016 | 23:08

Ереван - важный стратегический союзник России в Закавказье и на постсоветском пространстве

Ереван является военным союзником Москвы, и на границе с Турцией располагается 102-я российская база, что придает армяно-российским отношениями особую актуальность.

Президент Армении Серж Саргсян сегодня прибывает с рабочим визитом в Москву. В ходе встречи со своим российским коллегой Владимиром Путиным он планирует обсудить широкий спектр вопросов, касающихся двустороннего сотрудничества.

Армянский президент — частый гость в Москве. В сентябре 2015 года он посещал российскую столицу с рабочим визитом, а в декабре на правах главы страны — председателя принимал участие в саммите Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Ереван — важный стратегический союзник России в Закавказье и на всем постсоветском пространстве. В прошлом году Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу, который рассматривается Москвой, как один из внешнеполитических приоритетов. Чем же вызвана необходимость для двух лидеров в очередной раз сверить часы?

На первый взгляд, между двумя рабочими визитами Саргсяна прошло всего полгода. Однако этот короткий временной отрезок вместил в себя столько событий, что их с лихвой хватило бы и на несколько лет. После инцидента с российским бомбардировщиком Су-24, сбитым истребителем турецких ВВС, отношения между Москвой и Анкарой резко ухудшились. И хотя главной ареной двусторонней конфронтации стала Сирия, а сценарии прямого вооруженного конфликта или "гибридной войны" между Россией и Турцией на Ближнем Востоке открыто обсуждались экспертами и политиками, кавказское направление также дает немало поводов для беспокойства.

Армяно-турецкие отношения отличают значительные противоречия, имеющие и мощный исторический фундамент (расхождения в оценках трагических событий первой четверти ХХ века в Османской империи), и актуальное звучание. Турция поддерживает стратегического соперника Еревана в Кавказском регионе Азербайджан.

В ходе активной фазы нагорно-карабахского конфликта в апреле 1993 года Анкара приняла решение о закрытии сухопутной границы с Арменией (чуть более 300 км), одного из четырех выходов республики во внешний мир. И по сей день этот рубеж "на замке", а между соседними странами нет дипломатических отношений. В то же самое время Анкара всячески подчеркивает свою поддержку азербайджанской позиции по статусу Нагорного Карабаха.

В декабре прошлого года турецкий премьер-министр Ахмет Давутоглу заявил, что для разрешения конфликта "необходимо полностью освободить оккупированные азербайджанские земли". При этом Ереван является военным союзником Москвы, и на границе с Турцией располагается 102-я российская база. Таким образом, две актуальные проблемы безопасности Кавказского региона армяно-турецкие отношения и перспективы разрешения нагорно-карабахского конфликта приобрели особую актуальность.

Тем паче, что количество вооруженных инцидентов на "линии соприкосновения" в Карабахе и вдоль международно признанной армяно-азербайджанской госграницы за последние полгода не уменьшилось, а, наоборот, возросло.

Эта ситуация создает и для Еревана, и для Москвы дополнительные риски. В случае полной "разморозки" конфликта и активизации противостояния на собственно армянской территории (а не вокруг Нагорного Карабаха) РФ должна будет реагировать как член ОДКБ. И неслучайно, выступая на декабрьском саммите Организации, президент Армении призывал партнеров к более активной поддержке своей страны.

Однако внутри этой организации сложно обеспечить единство по столь щепетильному вопросу (у каждой из стран — участниц есть свои интересы и на азербайджанском, и на турецком направлении). И возобновление военных действий в Карабахе создаст для Москвы дополнительные трудности во взаимодействии с союзниками, как в формате ОДКБ, так и Евразийского экономического союза.

Впрочем, присутствует здесь и еще один важный нюанс. Несмотря на особый характер отношений Анкары и Баку, Россия стремится проводить сбалансированную политику в отношении Азербайджана. Далеко не всем в Ереване это нравится. Но этот курс уже доказал свою эффективность. Если бы Москва испортила отношения с Баку, то после ухудшения российско-турецких отношений в придачу к сирийскому "пакету" она получила бы немалые проблемы на Кавказе.

Тем паче, что в оформлении триединого союза Грузия-Азербайджан-Турция заинтересована не только Анкара, но и Запад. Эта структура могла бы стать противовесом российскому доминированию на Кавказе, которое Запад, скрепя сердце после августа 2008 года принял, но хотел бы минимизировать.

В этом контексте стремление Азербайджана уйти от однозначно антироссийской позиции, что он не раз продемонстрировал за последние полгода крайне важно для Москвы. Но данный подход требует прояснения и с представителями Еревана, как и сюжеты вокруг ресурсов и возможностей ОДКБ, военно-технической кооперации РФ с двумя соперничающими кавказскими республиками.

Задача непростая, но не замечать ее, если думать о продолжении стратегического союзничества, нельзя. И, скорее всего, геополитический компонент станет приоритетом в переговорах Путина и Саргсяна. Тем более и Москве и Еревану крайне важно обсудить и текущую сирийскую динамику, ставшую в последние годы важнейшим "фоновым фактором" для безопасности Кавказа.

Однако было бы неверно сводить все меню российско-армянских отношений к одной лишь геополитике. Двум президентам наверняка будет важно обратиться к социально-экономической и внутриполитической ситуации в Армении. Санкции, затронувшие Россию, а также кризисные явления в экономике, оказывают свое воздействие и на армянское общество. Не менее важным сюжетом являются и предстоящие конституционные реформы.

Референдум о поправках в Основной закон страны, прошедший в прошлом году, только дал старт изменениям. Но их практическое оформление впереди, как и вступление республики в избирательный цикл 2017-2018 года. По его итогам Армения станет государством с парламентской формой правления. Насколько официальный Ереван контролирует трансформационный процесс? Можно ли ожидать массовых выступлений? И в какой степени фактор России будет в них присутствовать? Добавим к этому, что, несмотря на позитивное в целом восприятие присутствия России в республике, у рядовых граждан, экспертов, общественных активистов накопились вопросы по поводу качества менеджмента крупных корпораций с российским участием. Игнорировать эти вопросы в преддверии нового избирательного сезона, как минимум, недальновидно. И напротив, союзникам крайне важно уйти от фобий и страхов, прояснить те проблемы, которые требуют согласованных действий.

И последнее (по порядку, но не по важности). Армения, будучи участником евразийской интеграции, должна демонстрировать определенные выгоды от присоединения к ней. Это особенно важно потому, что в республике этот сюжет в свое время получал неоднозначные оценки и трактовки. Понятное дело, что эффект от любой интеграции не бывает мгновенным, Россия и Армения на этом пути ничего нового не открывают. Но крайне важно обозначить те направления, которые уже стали успешными. И те, которые имеют ясные перспективы. Более того, азбука евразийской интеграции должна быть изложена для граждан Армении простым языком, а не узкопрофессиональными терминами, понятными группе экономистов. В этом плане стоит поучиться у Запада, продвигающего свои ценности даже там, где они вступают в противоречия с внешнеполитическими реалиями. Красивыми лозунгами и призывами без привязки провозглашаемых целей к "земле" интеграционной конкуренции не выиграть.

 

Впервые опубликовано на сайте Sputnik

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Реалистический подход»

31 августа 2015 | 07:48

На пути к «рейганистской» России: политика России в области безопасности после Путина

Таким образом, стратегический подход Москвы, лишенный эмоционального багажа и ставший способным относительно рационально оценивать, в каких случаях и по каким вопросам нужно сотрудничать с внешними силами, превратит Россию в страну, с которой проще уживаться. Если получится разрешить такие чувствительные вопросы, как расширение НАТО и установка систем ПРО, то мы сможем создать такой мир, в котором Россия, сохраняя свое явное отличие от Западных государств (и раздражая этим непривлекательным состоянием либералов), будет государством, с которым можно эффективно сотрудничать

14 февраля 2016 | 12:27

Лекции и выступления Андрея Сушенцова в Гарвардском университете

6-13 февраля 2016 года руководитель аналитического агентства Андрей Сушенцов провел серию лекций и семинаров в Центре российских и евразийских исследований им. Дэвиса Гарвардского университета по внешней политике России и современным международным отношениям.

10 августа 2016 | 18:15

Иерархия угроз безопасности для России

На протяжении последних трех столетий Москва была главным динамическим ядром Евразии и центром притяжения для соседей. Однако будущее евразийского пространства в XXI веке будет определяться не одной Россией, которая будет вынуждена конкурировать с Китаем, ЕС, США, Турцией и Ираном. Россия должна быть за столом переговоров великих держав, чтобы не стать одним из блюд в их меню.

12 октября 2015 | 09:02

Стратегия России в сирийской кампании: взгляд из Москвы

При поддержке Сирии, Ирака и Ирана Россия может надеяться одержать победу над ИГИЛ и уничтожить боевиков, включая выходцев из стран СНГ. В случае реализации этой амбициозной цели будет заложена основа для восстановления сирийских и иракских границ, а также укрепления их преданности Москве в будущем. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 сентября 2014 | 21:25
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова