Агентство "Внешняя политика"
4 декабря в клубе «Валдай» состоялась экспертная дискуссия, посвященная эволюции политики в области кибербезопасности и управления киберпространством. В ходе обсуждения были рассмотрены основные подходы к проблеме безопасности киберпространства и перспективы государственной политики в данной области.
ПРЕМИУМ
14 декабря 2017 | 18:40

Экспертная дискуссия «Дилеммы в сфере управления киберпространством»

4 декабря в клубе «Валдай» состоялась экспертная дискуссия, посвященная эволюции политики в области кибербезопасности и управления киберпространством. В ходе обсуждения были рассмотрены основные подходы к проблеме безопасности киберпространства и перспективы государственной политики в данной области.

В качестве спикеров в дискуссии приняли участие: профессор международных отношений в Университете LUISS Guido Carli, (г. Рим, Италия) Раффаэле Маркетти, руководитель отдела внешней политики газеты «Коммерсантъ», член Президиума Совета по внешней и оборонной политике, член рабочей группы ПИР-Центра по международной информационной безопасности и глобальному управлению интернетом Елена Черненко, консультант по стратегии кибербезопасности ПИР-Центра Олег Демидов. Модератором дискуссии выступил руководитель аналитического агентства «Внешняя политика», программный директор Фонда клуба «Валдай» Андрей Сушенцов.

Участники дискуссии признали, что кибербезопасность стала центральной проблемой для правительств, бизнес-корпораций и рядовых граждан. На международном уровне она связана с двумя противоречивыми вопросами – глобальным регулированием и киберактивностью, осуществляемой через третьи страны. Здесь происходит столкновение двух точек зрения – тех, кто выступает за разработку новой конвенции, которая регулировала бы деятельность в киберпространстве, и сторонников идеи суверенитета в киберсфере. Что касается киберактивности с использованием иностранных серверов, то здесь споры в первую очередь возникают вокруг идентификации истинного автора тех или иных действий, а также по поводу легитимности такого рода государственно-частного партнёрства, преследующего агрессивные цели и направленного на вмешательство во внутренние дела других государств.

Как отметил Раффаэле Маркетти, самым уязвимым для сторонников первого подхода является отсутствие доверия между ключевыми странами, без которого никакое соглашение невозможно. Наоборот, сейчас мы наблюдаем поляризацию в международных отношениях.

Елена Черненко добавила ещё два фактора, которые, по её мнению, не позволят в ближайшие 10 лет увидеть всеобъемлющее соглашение по киберпространству. Это слишком большие возможности, которые киберпространство предоставляет государствам для достижения их целей, и отсутствие общественного давления.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин объяснил такое широкое использование государствами киберпространства отсутствием других возможностей обойти медийное доминирование и превосходящий военный потенциал США, а также стремлением использовать неофициальные формы воздействия на те или иные страны для достижения экономических и коммерческих целей.

Рассматривая сценарии кибервойны, эксперты назвали главные угрозы и последствия для человечества от возможного негативного развития событий в киберпространстве. По словам Олега Демидова, наиболее реалистичный негативный сценарий кибератаки – это нарушение работы объектов инфраструктуры, энергетических систем. Результатом станут масштабные отключения электроэнергии в крупных городах. Эксперт отметил, что атомные электростанции защищены лучше, чем гидроэлектростанции и ТЭЦ. Транспортные системы также могут быть подвержены серьёзным сбоям. При этом спецификой кибератак является то, что практически невозможно заранее оценить урон, который они нанесут в каждом отдельном случае.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

23 июня 2015 | 09:00

Химера взаимодействия: США и КНР вырабатывают правила на случай конфликта

И в Пекине, и в Вашингтоне прекрасно осознают, что в ближайшее время соперничество между двумя странами будет только нарастать. Если за последние 40 лет США не удалось превратить Китай в «ответственного международного игрока», то, по крайней мере, они получили «ответственного конкурента», который, прежде чем идти на эскалацию противостояния, готов определить правила.

3 апреля 2014 | 22:39

Наркокартели Мексики и интересы США

Ряд штатов Мексики оказался под властью наркокартелей. У властей нет ни ресурсов, ни политической воли для возврата контроля над страной. 

26 февраля 2018 | 22:33

Дайджест внешней политики Германии 20-26 февраля

Состоявшийся в Берлине съезд ХДС подтвердил решимость партии Меркель сформировать коалиционное правительство с социал-демократами. Делегаты почти в полном составе проголосовали за GroKo и одобрили будущих министров «Большой коалиции». Никаких вопросов не вызвала даже кандидатура действующего министра обороны Урсулы фон дер Ляйен, учитывая, что в последнее время руководство бундесвера критикуется за провал военной реформы.

12 апреля 2015 | 23:00

Бахрейнское окно не должно закрыться

Американо-иранские договоренности по ядерной программе могут стать началом серьезнейших изменений ближневосточного политического ландшафта. Выход Ирана из-под санкций, безусловно, обострит его конфликт с Саудовской Аравией — этот конфликт, в отличие от американо-иранского, экзистенциальный, и договориться Эр-Рияд и Тегеран не смогут. А значит, между ними будет идти холодная война, которая, безусловно, будет проходить и в форме классических «конфликтов на периферии».

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова