1 декабря в Москве состоялись переговоры президента России Владимира Путина и президента Абхазии Рауля Хаджимбы. Последняя встреча лидеров двух стран состоялась 18 февраля этого года. Неудивительно, что за прошедшие месяцы накопилась масса вопросов вокруг самых разных аспектов взаимоотношений между двумя странами, в том числе в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве от 24 ноября 2014 года
Центральной темой встречи стали вопросы экономического сотрудничества между Россией и Абазией. Несмотря на их видимое поступательное развитие, ряд внешних факторов вносят свои коррективы и требуют дополнительного обсуждения. До начала переговоров аналитик агентства «Внешняя политика» Николай Силаев отмечал:
«На переговорах лидеров двух стран речь будет идти об экономическом сотрудничестве — именно в этой области есть необходимость сверить часы на высшем политическом уровне: как здесь отразился российский экономический кризис, как изменилась структура российской помощи Абхазии, (сам объем этой помощи не меняется, несмотря на бюджетные трудности), как развивается фактическая интеграция Абхазии в пространство ЕврАзЭС».
Что касается самого хода переговоров, то по своему характеру они скорее были сосредоточены вокруг уже проделанного пути, чем на поиске новых форматов и решений. Основная часть работы по развитию российско-абхазских отношений ведется на другом уровне. По словам Николая Силаева:
«Повестка российско-абхазских отношений традиционно широкая. Но работа по большей ее части сосредоточена не на уровне президентов двух стран, а на уровне правительств или отдельных ведомств. Именно ведомства ведут переговоры по секторальным соглашениям, заключение которых предусматривает Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве».
В любом случае, президенты России и Абхазии понимают важность контактов на высшем уровне и, стоит полагать, использовали встречу для конструктивного диалога. В первую очередь, это касается обсуждения реализации Договора о сотрудничестве, увеличения торгового оборота между странами. Очевидно, обсуждалась и внутриполитическая ситуация в Абхазии, где оппозиция добивается отставки действующего президента Хаджимбы. До начала переговоров Владимир Путин отметил, что экономическое взаимодействие между Москвой и Сухуми может оказаться под угрозой при дестабилизации политической обстановки в республике. Вероятно, абхазский президент поделился с российским коллегой своими соображениями по нормализации ситуации.
Внешнеполитические ресурсы России всегда были скромнее ее реального международного положения. Так сложилось потому, что российская внешняя политика опирается не только и не столько на материальные ресурсы, сколько на нематериальные активы — обширную регионоведческую экспертизу, большой опыт конфликтов и компромиссов, накопленный в международном сообществе авторитет.
Украина стала полем конкуренции между Россией и ЕС не сегодня. Это объясняется тем, что украинская элита не смогла построить сильное государство, способное принимать самостоятельные решения и придерживаться их. Вместо этого Киев избрал тактику извлечения прибыли из иностранных интересов на своей территории.
Сикорский способен к компромиссу, но лишь в том случае, если он является его автором. Именно это будет настраивать лидеров ЕС против кандидатуры польского министра при выборе нового главы европейской дипломатии.
Происходящее в регионе в последние четыре года – результат естественного развития ближневосточных государств. Однако политика США как главного внешнего участника процессов на Ближнем Востоке в последние 15 лет способствовала дестабилизации региона.