Ольга Ребро
Для создания торгового блока со странами Азии Бараку Обаме предстоит уладить ряд внутриполитических противоречий. Против заключения Траснтихоокеанского партнерства значительная группа конгрессменом демократической партии, выходцев из штатов, в которых сосредоточены предприятия обрабатывающих отраслей экономики. 
ПРЕМИУМ
28 апреля 2014 | 22:01

Экономические приоритеты США в Тихоокеанской Азии

ПАЛО-АЛЬТО, США. - Официальный визит Барака Обамы в страны восточной Азии стал знаковым дипломатическим шагом, призванным подтвердить приверженность выбранному администрацией США курсу по смещению акцента во внешней политике с Европы и Ближнего Востока на Азиатско-Тихоокеанский регион.
 
Значение Тихоокеанской Азии для экономического развития США
Сегодня на долю стран АТР приходится 60% мирового ВВП и 50% мировой торговли. Кроме этого, они получают 60% американского экспорта и 25% потока прямых иностранных инвестиций США. Регион является наиболее динамично развивающимся в мире: по данным Всемирного Банка, совокупный рост ВВП в 2014 г. составит 7,1% и 5% без КНР. В приграничных морях пролегают наиболее востребованные торговые пути. По объемам транспортировки нефти Малаккский пролив, связывающий Индийский океан с Восточной Азией, в три раза превышает Суэцкий канал и в пятнадцать раз Панамский. 

Недостаток внимания США к этому региону на фоне его бурного роста в 1990-е и 2000-е годы привел к ослаблению позиций Вашингтона в определении параметров его развития. Несмотря на стабильный рост торгового оборота между странами АТР и США, доля последних в совокупном экспорте региона сократилась на 9% с 1990 года, что объясняется возросшим числом преференциальных двусторонних договоров между странами АТР. И если потенциал углубления экономического сотрудничества США с ЕС практически исчерпан, то транс-тихоокеанские отношения содержат заметный ресурс для развития.

Экономические аспекты «азиатского поворота»
Стратегия «азиатского поворота» представляет собой комплексный подход США по наращиванию экономического, военного, политического и культурного сотрудничества со странами АТР. Он призван увеличить роль Вашингтона в определении повестки дня в регионе посредством создания сети преференциальных союзов. Последнее подразумевает работу как в двустороннем, так в многостороннем формате в рамках вновь создаваемого Транс-тихоокеанского партнерства (ТТП). Сегодня в переговорах участвуют 12 стран - США, Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Чили, Япония. Рассматривают возможность присоединения Южная Корея, Тайвань и Филиппины.

По различным оценкам создание торгового пакта может увеличить доходы от американского экспорта на 123,5 трлн. долл. в год к 2025 году. Кроме обеспечения роста благосостояния США, ТТП может способствовать распространению американских стандартов ведения бизнеса и правовых норм на весь регион, тем самым побудив азиатских экономических гигантов работать по правилам США. Так, одним из основных условий присоединения к партнерству является отсутствие в стране-участнике крупной государственной собственности и наличие законов по защите авторских прав.

Сетевой характер этой инициативы определяется двумя факторами. Во-первых, американское руководство готово вести переговоры в двустороннем формате со странами, не желающими принимать участия в ТТП. В июле 2013 года была возобновлена работа с правительством КНР по заключению договора по инвестиционному сотрудничеству. Во-вторых, Вашингтон стремится придать партнерству характер дополняющего, а не альтернативного элемента уже сложившейся экономической архитектуры в регионе. Членство в ТТП не будет мешать участию стран в других организациях (таких как Региональное всестороннее экономическое партнерство, где главную роль играет Китай).
 
Проблемы американской экономической политики в АТР
Основной проблемой на пути создания Транс-тихоокеанского партнерства является необходимость урегулирования отношений в чувствительных областях экономики. Здесь США возлагают большие надежды на переговоры с Японией, второй по объему экономикой в ТТП. Способность урегулирования тарифной политики в сельском хозяйстве и автомобильной промышленности между двумя странами определит успех всего проекта. Главными узлами противоречий в переговорах с другими странами станут такие отрасли промышленности как текстильная (Вьетнам) и молочная (Австралия).

Определенные препятствия проведению американской политики в регионе возникают в связи с ролью КНР. С одной стороны, стремление Пекина распространить влияние побуждает небольшие страны искать противовес в лице США. С другой – экономическое сотрудничество в регионе невозможно без учета интересов Китая. Важную роль здесь будет играть нахождение баланса между поддержкой интересов партнеров (в том числе в территориальных спорах) и привлечением Китая к участию в американских инициативах. Ситуация осложняется ростом военных расходов КНР, большая часть которых идет на совершенствование техники ведения боя в открытом море вдали от границ, и увеличением американского военного присутствия в регионе.

Для проведения эффективной экономической политики в АТР Бараку Обаме предстоит уладить ряд внутриполитических противоречий. В январе 2014 года Конгресс проголосовал против расширения полномочий президента по принятию оперативных решений в экономической сфере, что значительно сократило переговорный потенциал США. При этом среди проголосовавших «против» была значительная группа представителей демократической партии, выходцев из штатов, в которых сосредоточены предприятия обрабатывающих отраслей экономики. 

В Вашингтоне сложилась межпартийная группа, призывающая внести в договор по ТТП пункты по предотвращению валютных манипуляций. Общее недовольство также выражается в связи с непрозрачностью переговорного процесса. У критиков возникают опасения, что команда Обамы готова пойти на уступки в вопросах соблюдения прав человека и экологии. До сих пор эти голоса не имели решающего значения, однако именно они могут повлиять на окончательный результат экономической политики США в Тихоокеанской Азии.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

10 июля 2014 | 18:23

Турция ищет содействия Ирана для защиты своих интересов в иракском Курдистане

В связи с наступлением "ИГИЛ" в Ираке Турция заинтересована в безопасности своих энергетических интересов в Курдистане и делает попытки найти взаимопонимание с Ираном, который поддерживает шиитское правительство в Багдаде. 

10 февраля 2015 | 14:00

Мертвые без погребения: Ответ автора «Ленты.ру» посольству Польши в Москве

В эмоциональном ответе польской стороны достаточно сумбурно смешаны очень разные вопросы, на первый взгляд не имеющие между собой связи, — вопрос о страшной судьбе красноармейцев, погибших в польских концлагерях в начале 1920-х годов, и другой вопрос — о немецких лагерях смерти периода Второй мировой войны.

28 февраля 2015 | 22:22

Международная реакция на убийство Бориса Немцова

В целом, официальная реакция большинства по поводу смерти Бориса Немцова сдержанная. Но информационное противостояние России и Запада накладывает отпечаток на циркулирующие в публичном пространстве мнения. Поэтому версии о «кремлевском» следе в преступлении намного популярнее версий о бытовых, финансовых, случайных или религиозных причинах для убийства. 

29 мая 2018 | 16:33

Дайджест внешней политики Германии 22-29 мая

Напряженные переговоры Хайко Мааса с Майком Помпео и Джоном Болтоном зафиксировали противоречия Вашингтона и Берлина по иранской ядерной сделке и торговым вопросам. США подтвердили намерение выйти из соглашения и ввести пошлины на европейские сталь и алюминий. Ориентированный на укрепление евроатлантических связей Маас выглядел разочарованным и неуверенным. Гораздо лучше чувствовала себя Ангела Меркель, совершившая визит в Китай. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
26 декабря 2014 | 09:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова