ПАЛО-АЛЬТО, США. - Официальный визит Барака Обамы в страны восточной Азии стал знаковым дипломатическим шагом, призванным подтвердить приверженность выбранному администрацией США курсу по смещению акцента во внешней политике с Европы и Ближнего Востока на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Значение Тихоокеанской Азии для экономического развития США
Сегодня на долю стран АТР приходится 60% мирового ВВП и 50% мировой торговли. Кроме этого, они получают 60% американского экспорта и 25% потока прямых иностранных инвестиций США. Регион является наиболее динамично развивающимся в мире: по данным Всемирного Банка, совокупный рост ВВП в 2014 г. составит 7,1% и 5% без КНР. В приграничных морях пролегают наиболее востребованные торговые пути. По объемам транспортировки нефти Малаккский пролив, связывающий Индийский океан с Восточной Азией, в три раза превышает Суэцкий канал и в пятнадцать раз Панамский.
Недостаток внимания США к этому региону на фоне его бурного роста в 1990-е и 2000-е годы привел к ослаблению позиций Вашингтона в определении параметров его развития. Несмотря на стабильный рост торгового оборота между странами АТР и США, доля последних в совокупном экспорте региона сократилась на 9% с 1990 года, что объясняется возросшим числом преференциальных двусторонних договоров между странами АТР. И если потенциал углубления экономического сотрудничества США с ЕС практически исчерпан, то транс-тихоокеанские отношения содержат заметный ресурс для развития.
Экономические аспекты «азиатского поворота»
Стратегия «азиатского поворота» представляет собой комплексный подход США по наращиванию экономического, военного, политического и культурного сотрудничества со странами АТР. Он призван увеличить роль Вашингтона в определении повестки дня в регионе посредством создания сети преференциальных союзов. Последнее подразумевает работу как в двустороннем, так в многостороннем формате в рамках вновь создаваемого Транс-тихоокеанского партнерства (ТТП). Сегодня в переговорах участвуют 12 стран - США, Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Чили, Япония. Рассматривают возможность присоединения Южная Корея, Тайвань и Филиппины.
По различным оценкам создание торгового пакта может увеличить доходы от американского экспорта на 123,5 трлн. долл. в год к 2025 году. Кроме обеспечения роста благосостояния США, ТТП может способствовать распространению американских стандартов ведения бизнеса и правовых норм на весь регион, тем самым побудив азиатских экономических гигантов работать по правилам США. Так, одним из основных условий присоединения к партнерству является отсутствие в стране-участнике крупной государственной собственности и наличие законов по защите авторских прав.
Сетевой характер этой инициативы определяется двумя факторами. Во-первых, американское руководство готово вести переговоры в двустороннем формате со странами, не желающими принимать участия в ТТП. В июле 2013 года была возобновлена работа с правительством КНР по заключению договора по инвестиционному сотрудничеству. Во-вторых, Вашингтон стремится придать партнерству характер дополняющего, а не альтернативного элемента уже сложившейся экономической архитектуры в регионе. Членство в ТТП не будет мешать участию стран в других организациях (таких как Региональное всестороннее экономическое партнерство, где главную роль играет Китай).
Проблемы американской экономической политики в АТР
Основной проблемой на пути создания Транс-тихоокеанского партнерства является необходимость урегулирования отношений в чувствительных областях экономики. Здесь США возлагают большие надежды на переговоры с Японией, второй по объему экономикой в ТТП. Способность урегулирования тарифной политики в сельском хозяйстве и автомобильной промышленности между двумя странами определит успех всего проекта. Главными узлами противоречий в переговорах с другими странами станут такие отрасли промышленности как текстильная (Вьетнам) и молочная (Австралия).
Определенные препятствия проведению американской политики в регионе возникают в связи с ролью КНР. С одной стороны, стремление Пекина распространить влияние побуждает небольшие страны искать противовес в лице США. С другой – экономическое сотрудничество в регионе невозможно без учета интересов Китая. Важную роль здесь будет играть нахождение баланса между поддержкой интересов партнеров (в том числе в территориальных спорах) и привлечением Китая к участию в американских инициативах. Ситуация осложняется ростом военных расходов КНР, большая часть которых идет на совершенствование техники ведения боя в открытом море вдали от границ, и увеличением американского военного присутствия в регионе.
Для проведения эффективной экономической политики в АТР Бараку Обаме предстоит уладить ряд внутриполитических противоречий. В январе 2014 года Конгресс проголосовал против расширения полномочий президента по принятию оперативных решений в экономической сфере, что значительно сократило переговорный потенциал США. При этом среди проголосовавших «против» была значительная группа представителей демократической партии, выходцев из штатов, в которых сосредоточены предприятия обрабатывающих отраслей экономики.
В Вашингтоне сложилась межпартийная группа, призывающая внести в договор по ТТП пункты по предотвращению валютных манипуляций. Общее недовольство также выражается в связи с непрозрачностью переговорного процесса. У критиков возникают опасения, что команда Обамы готова пойти на уступки в вопросах соблюдения прав человека и экологии. До сих пор эти голоса не имели решающего значения, однако именно они могут повлиять на окончательный результат экономической политики США в Тихоокеанской Азии.
Связывание с фигурой президента всех успехов и провалов политики администрации привели к возникновению в Америке дискурса, суть которого состоит в сравнении действующего президента с его предшественниками. Особенно популярны сравнения Барака Обамы с республиканцем Рональдом Рейганом.
Расчет строится на понимании о том, что естественная логика экономических процессов на Украине при разрыве связей с Россией приведет к массовой бедности населения. А это в свою очередь даст социальный взрыв, который сметет «правительство Майдана».
Рекс Тиллерсон «отчитался» перед сотрудниками министерства за первые сто дней пребывания на посту госсекретаря, определив ключевые принципы своего видения международных отношений. Администрации Трампа удалось избежать бюджетного кризиса, а также преодолеть раскол в республиканской партии для запуска реформы здравоохранения. Смягчив риторику в адрес Мексики и КНР, США ввели протекционистские тарифы на древисину из Канады.
До начала серии слушаний кандидатура Рекса Тиллерсона на пост госсекретаря считалась одной из самых противоречивых. Не только представители Демократической партии, но и многие республиканцы опасались, что он не будет достаточно жестко отстаивать американские ценности на международной арене. Девятичасовое слушание в Сенате позволило Тиллерсону поделиться своими взглядами на будущее американской внешней политики с противниками и сторонниками его назначения.