Андрей Сушенцов
Арег Галстян
На Теффте будет лежать ответственность за то, чтобы не допустить резкого крушения российско-американских отношений. Поиск консенсуса по вопросу об урегулировании украинского кризиса может стать стержневым процессом, вокруг которого кристаллизуется новая структура российско-американских отношений.
ПРЕМИУМ
1 июля 2014 | 07:00

Джон Теффт: профиль нового посла США в России

30 июня 2014 года США направили в Россию запрос на назначение Джона Теффта новым главой американского посольства. Важно отметить, что утверждение Теффта на столь важную должность не обсуждалось в комитете по международным делам Сената. Американский парламент не обсуждает внешнеполитические назначения лишь в случае, если кандидат имеет чрезвычайно высокий уровень доверия и пользуется большим авторитетом как в стане Демократов, так и среди Республиканцев. Действительно, Джон Теффт один из наиболее опытных американских дипломатов своего поколения. После планируемого осенью 2014 года ухода в отставку заместителя госсекретаря Уильяма Бернса – другого вероятного кандидата на пост посла в Москве – Теффт оказался единственной незаурядной фигурой с опытом работы на постсоветском пространстве. 

В Москве Теффт хорошо известен. Свои первые шаги в качестве дипломата он сделал в отделе по СССР в Государственном департаменте в 1980-х годах. В 1989 году Теффт был назначен заместителем отдела по СССР и СНГ. Знания Теффта по постсоветскому пространству стали главным аргументом для его включения в специальную группу конгрессменов, которые разрабатывали «Закон в поддержку свободы», принятый в 1992 году под спонсорством сенатора Клейборна Пелла. Более того, за активную роль в реализации интересов США на пространстве СНГ Джон Теффт был награжден почётной наградой Государственного департамента. С ноября 1996 года по сентябрь 1997 года Теффт занимал должность поверенного в делах США в России, после чего курировал крупные проекты «Агентства США по развитию Демократии» на постсоветском пространстве. 

Наблюдатели отмечают, что на внешнеполитические взгляды молодого Теффта оказал влияние Збигнев Бжезинский, который долгое время занимал пост советника президента Джимми Картера по вопросам национальной безопасности. В 2000 году Теффт без прохождения сенатских слушаний был назначен послом в Литве, где проработал более трёх лет и, вернувшись в США, занял должность первого заместителя помощника госсекретаря по европейским и евроазиатским делам. Именно в тот период Джон Теффт стал главным советником госсекретаря США по вопросам двусторонних отношений с Россией, Украиной и Молдовой. Будучи членом команды президента Джорджа Буша-мл., Теффт без колебаний поддержал жесткий внешнеполитический курс администрации Белого Дома. Немаловажно и то, что Теффт является одним из влиятельных «теневых лоббистов» компании «Подеста Групп», которая с 2004 года активно представляет интересы элит ряда постсоветских стран. Теффт сыграл заметную роль в налаживании тесных контактов между США и Грузией. В 2005 году именно Джон Теффт был назначен главой американской дипмиссии в Тбилиси. 

Имея широкие связи в комитете по внешним ассигнованиям Палаты Представителей, Теффт рекомендовал увеличить безвозмездную финансовую помощь Грузии на фоне общего сокращения американских внешних ассигнований другим государствам постсоветского пространства. Попавшие в открытый доступ материалы американского посольства в Тбилиси в период работы в нем Теффта свидетельствуют, что американский дипломат стремился «выгораживать» Михаила Саакашвили. Защищая демократический эксперимент в Грузии, американское посольство выдавало желаемое за действительное и закрывало глаза на факты нарушения режимом Саакашвили прав человека и экономических свобод граждан. Не разрушила эту приверженность даже военная провокация Тбилиси против Южной Осетии и России в августе 2008 года, поставившая Москву и Вашингтон на грань военного столкновения. Провожая посла, бывший президент Грузии Михаил Саакашвили наградил его орденом Святого Георгия за «заслуги перед Грузией». 

Осенью 2009 года новый президент США Барак Обама назначил Джона Теффта послом США на Украине. В Киеве и Москве этот шаг был воспринят как попытка усилить прозападный курс Киева во время президентских выборов. В начальный период своего пребывания в стране Теффт выступал за вступление Украины в НАТО. Однако несмотря на готовность к этому президента Виктора Ющенко, администрация Обамы отложила этот вопрос в долгий ящик, в связи со взятым курсом на «перезагрузку» отношений с Россией. 

На Украине Теффт активно работал для сохранения прозападного курса во внешней политике страны. Именно в период его посольства США оказывали наиболее существенную поддержку различным неправительственным организациям, действовавшим на территории Украины. Однако будет преувеличением сказать, что именно Вашингтон ответственен за подготовку народных протестов рубежа 2013-2014 годов. США рассчитывали, что Украина сохранит прозападный вектор, но не планировали прибегнуть к перевороту. Свержение президента Виктора Януковича активистами Майдана при поддержке олигархических групп в феврале 2014 г. застало США врасплох. Как до того в Грузии, американские дипломаты во главе с новым послом Джеффри Пайетом приняли желаемую ими демократическую революцию на Украине за действительность. Именно поэтому Вашингтон так легко отнесся к соглашению 21 февраля, которое гарантировало постепенность передачи власти на Украине, и было основой компромисса между заинтересованными силами, включая Россию. США не просчитали, что нарушение статус-кво приведет к дестабилизации ситуации в стране и вынудит Россию защищать свои интересы в Крыму. 

В контексте российско-американских отношений, посол – это фигура технического, а не стратегического характера. Двусторонний политический диалог США с Грузией и Украиной находится на принципиально ином уровне, нежели диалог с Россией. Как правило, контакты Москвы и Вашингтона проходят на уровне президентов и министров иностранных дел. В этом отношении требования к кандидату на эту должность одинаковы – быть профессионалом своего дела, знать контекст отношений и быть чувствительным к "красным линиям".

На Теффте будет лежать ответственность за то, чтобы не допустить резкого крушения российско-американских отношений. Несмотря на начало нового периода соперничества двух стран, США и Россию продолжают связывать значимые интересы. К концу 2014 года США завершают процесс вывода своих войск из Афганистана и будут стремиться сохранить российское содействие в этом вопросе. Развитие переговоров вокруг иранской ядерной программы, а также борьба Ирака против натиска исламистов из Сирии также входят в круг общих интересов США и России. Поиск консенсуса по вопросу об урегулировании украинского кризиса может стать стержневым процессом, вокруг которого кристаллизуется новая структура российско-американских отношений.    

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

1 августа 2014 | 14:35

Наблюдатели ОБСЕ: на фюзеляже малазийского Боинга обнаружены отверстия от снарядов авиационной пушки

Руководитель миссии ОБСЕ на месте катастрофы Малазийского боинга под Донецком Майкл Бокиркив свидетельствует, что на месте крушения наблюдатели не нашли частей противо-воздушной ракеты. Но на фюзеляже самолета обнаружены многочисленные отверстия от снарядов авиационной пушки (multiple gun fire holes).

19 декабря 2014 | 14:00

Как США видят украинский кризис

Правда, это не означает, что американцы не воспользуются возможностью ускорить падение режима в России, если ее внутренние проблемы вызовут социальный взрыв. Встречи с чиновниками в Белом доме, Совете национальной безопасности и Пентагоне, а также с группой американских экспертов по России в Вашингтоне говорят о том, что США испытывают сложности в выработке единой непротиворечивой линии в отношении Москвы, не говоря о том, чтобы планировать заговор в тайне от нее.

21 ноября 2016 | 22:17

Голосование по крымской резолюции в Генассамблее ООН разделило Закавказье

15 ноября Генеральная ассамблея ООН одобрила резолюцию по Крыму, предложенную Украиной. Голосование по документу трех закавказских республик - Грузии, Армении и Азербайджана - продемонстрировало разницу во внешнеполитической повестке этих стран. При этом сама динамика голосования по крымскому вопросу обнаруживает позитивную для России тенденцию.

31 июля 2015 | 19:19

Дайджест внешней политики США за неделю (24 - 31 июля)

Уже две недели споры по поводу договора по иранской ядерной программе не сходят с передовиц американских газет. На этой неделе интерес к вопросу подогрели выступления троицы - госсекретаря Джона Керри, министра финансов Джейкоба Лью и министра энергетики Эрнеста Моница – на трех заседаниях комитетов обеих палат Конгресса. Каждое из заседаний длилось по несколько часов, и если первые два проходили в комитетах по международным делам, где присутствие министров было обязательно, то на заседание Комитета по вооруженным силам 29 июля все три министра пришли без формального запроса со стороны главы комитета Джона Маккейна. Об этом Маккейн не преминул заявить в самом начале заседания и даже предложил начать заседание, не дожидаясь нежданных гостей.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
13 января 2015 | 11:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова