Агентство "Внешняя политика"
Опубликованное интервью Бена Родса обидело американских журналистов, возмутило противников иранской сделки и дало повод для законопроекта по ограничению состава Совета национальной безопасности. Группа ведущих американских экспертов на этой неделе выступила с призывом обратить внимание на проблему госдолга, которую они назвали «угрозой национальной безопасности» США. В то время как решение ядерной проблемы Северной Кореи пока даже не стоит на повестке дня, Вашингтон всерьез занялся созданием «ядерного щита» в Азиатско-тихоокеанском регионе.
ПРЕМИУМ
13 мая 2016 | 22:51

Дайджест внешней политики США за неделю (6-12 мая)

1. Опубликованное в пятницу интервью Бена Родса, в котором он рассказывает о работе Белого Дома с представителями СМИ, обидело американских журналистов, возмутило противников иранской сделки и дало повод для законопроекта по ограничению состава Совета национальной безопасности.

2. Бюджетные прения в Конгрессе и вызывающие опасения экономические программы кандидатов в президенты заставили группу ведущих американских экспертов на этой неделе выступить с призывом обратить внимание на проблему госдолга, которую они назвали «угрозой национальной безопасности» США.

3. В то время как решение ядерной проблемы Северной Кореи пока даже не стоит на повестке дня, Вашингтон всерьез занялся созданием «ядерного щита» в Азиатско-тихоокеанском регионе.

 

Интервью Бена Родса

На протяжении недели одним из самых обсуждаемых новостных поводов в США оставалась статья под заголовком «Амбициозный романист, который при Обаме стал гуру внешней политики», опубликованная 5 марта в газете «Нью-Йорк Таймз». Написанная по итогам довольно откровенного интервью с заместителем советника по национальной безопасности Беном Родсом, Она вызвала настолько широкий резонанс, что в понедельник пресс-секретарь Белого дома был вынужден выступить в защиту своего коллеги:

«В последние дни я несколько раз разговаривал с Беном, и могу вас заверить, что он вкладывал в свои слова иной смысл. Учитывая последующую реакцию, я уверен, что, будь у него второй шанс, он бы высказался иначе».

Итак, во-первых, заявления Бена Родса оскорбили американских журналистов:

«Большинство наших новостных агентств рассказывают о международных событиях, находясь в Вашингтоне. Средний возраст репортера – 27 лет, и весь их журналистский опыт сводится к вращению вокруг политических кампаний. Они буквально ничего не знают. Они звонят нам, чтобы мы объяснили им, что происходит в Москве и Каире».

Затем Родс рассказал о том, каким образом Белый дом использует подобных журналистов для продвижения своей позиции путем создания эффекта эхо, когда достаточно «скормить» нужную информацию определенным людям, чтобы она появилась на всех новостных лентах. После нескольких гневных статей (довольно показательна, например, статья в «Форейн полиси»), Белый дом, в целом, отделался лишь незначительными репутационными потерями.

Во-вторых, откровения Родса по поводу иранской сделки заставили насторожиться республиканцев в Конгрессе. Дело в том, что Белый дом в качестве одного из аргументов в пользу соглашения приводил стремление укрепить позиции умеренных «про-американских» сил в Иране.

Однако из интервью следует, что идея налаживания отношений с Ираном начала обсуждаться еще в 2008 году и рассматривалась как часть более крупного замысла по изменению роли США в регионе.

Кроме этого, он подробно описал, каким образом использовались СМИ для создания нужного информационного фона во время внутриполитических дебатов по поводу сделки.

«Я бы, конечно, предпочел трезвое аргументированное публичное обсуждение, после которого конгрессмены бы все обдумали и приняли решение, - поясняет Родс. – Однако это было просто невозможно».

В результате, республиканцы в Палате представителей потребовали, чтобы Бен Родс выступил на срочно организованном заседании Комитета по надзору под названием «История Белого дома по поводу иранской сделки». Председатель комитета даже пригрозил в случае отказа в судебном порядке заставить Родса отчитаться перед конгрессменами за манипуляции информацией.

В-третьих, после публикации статьи на Капитолийском холме возобновились дебаты о чрезмерной концентрации власти в руках Администрации. В среду председатель Комитета Палаты представителей по вооруженным силам Мак Торнберри внес поправку в проект бюджета, призванную сократить состав Совета национальной безопасности (СНБ) до ста человек (с примерно 400). Аргументируя свои действия, он заявил:

«СНБ стал настолько большим, что Белый дом не может нам точно назвать количество его сотрудников. А теперь еще появляются сообщения о том, что они проводят кампании по дезинформации, направленные на Конгресс и СМИ. Все бывшие министры обороны во время президентства Обамы жаловались по поводу микроменджмента со стороны СНБ. Я лично говорил с солдатами на передовой, которым звонили с указаниями мелкие чиновники из Белого дома».

Согласно поправке, количество сотрудников СНБ сможет превышать допустимые 100 человек только в том случае, если  кандидатура на должность Советника по национальной безопасности будет одобрена Сенатом.

Проблема госдолга

На фоне текущих дебатов в профильных комитетах Конгресса по поводу бюджета на 2017 год на этой неделе активизировалось обсуждение проблемы растущего госдолга США, который сегодня составляет 19,2 трлн долл. (немногим более 100% ВВП). Накануне ежегодного «Саммита по фискальной политике» (Fiscal Summit 2016), состоявшегося 11 мая в Вашингтоне, группа влиятельных бывших политических деятелей выступила с публичным призывом к американским властям уделить больше внимания проблеме госдолга, который они назвали «самой большой угрозой национальной безопасности». Данная «Коалиция в поддержку фискальной и национальной безопасности», образованная еще в 2012 году, включает, среди прочего, бывших госсекретарей Мадлен Олбрайт и Генри Киссинджера, бывших министров обороны Роберта Гейтса и Леона Панетту, бывших советников по национальной безопасности Збигнева Бжезинского и Брента Скоукрофта.

«При сохранении текущего законодательства в течение следующих 25 лет федеральный долг может достичь 131% ВВП, - говорится в заявлении. – Это долговое бремя замедлит экономический рост, сократит уровень доходов и нанесет удар по нашим позициям в области безопасности. Оно неизбежно приведет к сокращению финансирования, необходимого для поддержания сильной армии и эффективной дипломатии, а также будет отнимать ресурсы, необходимые для развития инвестиций, поддержания экономической мощи и нашего лидирующего положения на мировой арене».

Во внутренней политике «Коалиция» обращает внимание, в первую очередь, на здравоохранение (где «медицинские расходы на душу населения в два раза превышают средний уровень, характерный для развитых стран»), налогообложение (где «самые высокие налоги среди развитых стран подрывают конкурентоспособность») и иммиграционное законодательство. В области национальной безопасности, сетуя на «инерционность» внешнеполитического и военного планирования, члены «Коалиции» призывают отказаться от устаревших видов вооружений, сократить количество военных баз, отказаться от постоянного базирования в пользу развития экспедиционных отрядов, находящихся большую часть времени на территории США, увеличить долю невоенных внешнеполитических инструментов, делая акцент на развитии Госдепартамента, а также пересмотреть систему компенсаций военных и ветеранов.

Так, выступая 9 мая в Пентагоне, Генри Киссинджер подчеркнул, что, в отличие от конца 1940-х годов, США более не могут себе позволить просто определять угрозы, но должны правильно расставлять приоритеты согласно имеющимся ресурсам.

Бывший министр обороны Чак Хейгел в своем выступлении 11 мая напомнил о том, что в 2008 году существовала идея консолидированного бюджета «национальной безопасности», который позволил бы не только сократить расходы, но более гибко подходить к выбору способов реагирования, инкорпорируя военную и дипломатическую составляющие. Однако предложение было «похоронено» в Конгрессе, который не принял следующую из этого идею сокращения множественных, часто пересекающихся комитетов.

Своевременность активизации «Коалиции» подчеркнул другой ее член - бывший сенатор Сэм Нунн. По его словам, настораживает тот факт, что в предвыборной риторике кандидатов совершенно отсутствует вопрос госдолга. Напротив, экономические программы Дональда Трампа и Берни Сандерса приведут к росту бюджетного дефицита. А Хиллари Клинтон, в лучшем случае, сохранит темпы увеличения госдолга на прежнем уровне.

Усилия «Коалиции» по возведению проблемы госдолга в ранг угрозы национальной безопасности уже принесли плоды. Еще в начале апреля состоялось заседание сенатского комитета по международным отношениям «Стратегические последствия долга США», на котором президент Совета по международным отношениям Ричард Хаас назвал рост госдолга «бомбой замедленного действия»:

«Это вялотекущий процесс, который потенциально имеет разрушительные последствия, и запустить их могут совершенно неожиданные события».

А председатель Комитета Боб Коркер назвал «возмутительной» позицию некоторых сенаторов, утверждающих, что от проблемы можно «убежать», если рост ВВП будет превышать рост госдолга.

«Ядерный щит» в АТР

В конце апреля Барак Обама в интервью «Си-Би-Эс» вскользь заявил о том, что США в последнее время «всерьез занялись вопросом позиционирования систем противоракетной обороны (в АТР), чтобы создать щит, который сможет хотя бы заблокировать угрозу, которую сегодня представляет Северная Корея». На этой неделе помощник госсекретаря по контролю над вооружениями и соблюдению соглашений Фрэнк Роуз остановился на этом вопросе более подробно.

В основе действий Администрации лежит Обзор политики в области противоракетной обороны 2010 года, в котором утверждается, что «Соединенные Штаты  намерены защищать свои войска от угрозы ракетных ударов посредством предоставления своим союзникам и партнерам надлежащих средств обороны». В АТР к таким партнерам относятся Япония, Австралия и Южная Корея.

Наиболее активное сотрудничество, по словам Роуза, сегодня развивается с Японией, где ПРО обеспечивают американские корабли с системой «Aegis BMD» и зенитно-ракетные комплексы «Patriot». Кроме этого, в 2014 году в Японии был установлен второй радар, а на днях японский министр обороны сообщил о возможности приобретения системы THAAD.  Также, отметил Роуз, сегодня ведется совместная работа по созданию ракеты-перехватчика SM-3 Block IIA, которая может быть поставлена на вооружение уже в 2018 году.

Южная Корея, помимо закупаемых у США ЗРК «Patriot», создает свою собственную систему ПРО, которая будет полностью интегрирована с американскими системами. Роуз отдельно остановился на недовольстве Китая по поводу ведущихся переговоров о размещении в Южной Корее системы THAAD.

Заметив, что Пекин не ответил на предложение обсудить технические детали подобного размещения, он подчеркнул, что США не собираются отказываться от своих планов до тех пор, пока Северная Корея будет продолжать «разрабатывать, тестировать и размещать баллистические ракеты».

Наконец, сотрудничество с Австралией в сфере ПРО находится пока на стадии консультаций, для чего в 2014 году была создана двусторонняя рабочая группа.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

9 марта 2015 | 23:00

О чем договариваются Иран и США: Переговоры близки к завершению

Несмотря на имеющиеся разногласия, шансы на успешное завершение переговоров достаточно велики. Для Обамы, который пошел на конфликт с Конгрессом ради этого соглашения,  оно может стать важнейшей дипломатической победой. А вот для президента Хасана Рухани и его министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа заключение соглашения вообще является вопросом политического выживания.

6 октября 2015 | 23:15

10 главных событий внешней политики России в сентябре

В центре внимания аналитиков находились сирийская операция России и встреча Владимира Путина и Барака Обамы в Нью-Йорке. Однако помимо этого в сентябре произошли несколько поворотных событий, которые повлияют на отношения России со своими соседями и международными партнерами. Агентство «Внешняя политика» представляет рейтинг ключевых событий внешней политики России в сентябре. 

21 мая 2015 | 09:00

Феномен Си: Чем нынешний глава КНР отличается от своих предшественников

Си Цзиньпин пришел к власти в непростой для КНР момент. Темп экономического развития страны замедляется, коррупционные скандалы подтачивают авторитет Компартии, а США объявили о начале реализации концепции «возвращения в Азию», что многие в Китае восприняли как намерение Вашингтона сдержать его рост. Ответить на все эти вызовы предстояло молодому по меркам китайской элиты и харизматичному лидеру.

21 октября 2016 | 16:45

Медленный прогресс урегулирования конфликта на Донбассе

Несмотря на все имеющиеся трудности и противоречия, Минские соглашения приводят к определенным подвижкам в процессе урегулирования конфликта на востоке Украины. Будущая "Дорожная карта" может стать важным этапом в нормализации мирной жизни на Донбассе. Однако для её разработки и реализации потребуется согласованная работа всех стран "Нормандской четверки".

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
26 декабря 2014 | 09:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова