Двухдневный визит вице-президента Джо Байдена в Израиль и Палестину на прошедшей неделе, призванный продемонстрировать прочность американо-израильских отношений, лишь привлек внимание к растущим противоречиям между двумя странами. Первый за последние 19 лет официальный визит канадского премьер-министра в Вашингтон символизировал потепление отношений двух соседей, которое, тем не менее, вряд ли продолжится с избранием нового президента. На брифингах американских внешнеполитических ведомств все настойчивее задаются вопросы о «новой фазе» борьбы с терроризмом – в Африке.
ПРЕМИУМ
11 марта 2016 | 21:56

Дайджест внешней политики США за неделю (4-10 марта)

1. Двухдневный визит вице-президента Джо Байдена в Израиль и Палестину на прошедшей неделе, призванный продемонстрировать прочность американо-израильских отношений, лишь привлек внимание к растущим противоречиям между двумя странами.

2. Первый за последние 19 лет официальный визит канадского премьер-министра в Вашингтон символизировал потепление отношений двух соседей, которое, тем не менее, вряд ли продолжится с избранием нового президента.

3. На брифингах американских внешнеполитических ведомств все настойчивее задаются вопросы о «новой фазе» борьбы с терроризмом – в Африке. Однако западные лидеры, вспоминая события 2011 года, крайне осторожно говорят о начале активных действий.

 

Визит Джо Байдена в Израиль

Первым пунктом повестки дня визита вице-президента Джо Байдена в Израиль, начавшегося во вторник, значилось обсуждение деталей нового договора по военной помощи. Текущее соглашение, истекающее в 2018 году, предусматривает ежегодную помощь в объеме 3 млрд долларов. Однако после заключения договора с Ираном Вашингтон пообещал пересмотреть эту сумму в сторону увеличения. С тех пор размеры такого увеличения стали предметом торга. Израиль, еще в прошлом году ожидавший, что новая сумма составит 5 млрд долл., сегодня готов согласиться на 4-4,5 млрд долл. Однако в американском политическом руководстве чаще фигурирует цифра 3,7 млрд долл. Несмотря на то, что детали переговоров неизвестны, официальное заявление Белого дома говорит о том, что противоречия сохраняются: «вице-президент подтвердил постоянную и непоколебимую приверженность США обеспечению безопасности Израиля», добавив при этом, что администрация Барака Обамы уже и так «довела военную помощь до беспрецедентных уровней». Обсуждение деталей будет продолжено на следующей неделе, когда в Вашингтон приедет министр обороны Израиля для встречи со своим американским коллегой Эшем Картером.

Другой проблемой, обострившейся в последнее время, стал рост насилия в палестино-израильских отношениях. Участившиеся нападения палестинцев, последнее из которых произошло как раз во время визита Байдена и унесло жизнь американского туриста, до сих пор вызывали в Вашингтоне неоднозначную реакцию. С одной стороны, как заявил вице-президент, США «осуждают подобные акты (насилия) и осуждают нежелание (палестинского руководства) осудить подобные акты». С другой – на пресс-конференциях Госдепартамента постоянно подчеркивается, что и израильским службам безопасности следует изменить отношение к палестинскому населению:

«Мы всегда открыто и честно выражали нашу обеспокоенность в связи с рядом случаев (некорректного) обращения с палестинцами. Мы и впредь не будем стесняться выражать нашу озабоченность, когда это необходимо».

Подобная позиция администрации Обамы, осуждающей, кроме этого, строительство Израилем поселений и фактически поддержавшей требование ЕС по особой маркировке товаров, произведенных в поселениях, (что является шагом в направлении бойкота этих территорий) воспринимается Израилем (и рядом американских законодателей) как предательство интересов своего союзника.

Наконец, пребывание Байдена в Израиле было омрачено и поступившими накануне сообщениями об отмене предстоящего визита Бенъямина Нетаньяху в Вашингтон. Изначально израильский премьер-министр должен был приехать 20 марта, чтобы выступить на конференции влиятельной лоббистской организации «Американо-израильский комитет по общественным связям» (AIPAC). Когда же выяснилось, что на эти дни у американского президента запланирован «исторический» визит на Кубу, приезд Нетаньяху был перенесен на 18 марта. Однако, как сообщает израильская газета «Haaretz», Белый дом вновь сослался на конфликт расписаний и отказал во встрече, после чего визит был окончательно отменен. И Израиль, и США попытались загладить скандал, быстро подхваченный журналистами.  Израильский посол в США объяснил отмену визита нежеланием оказаться в центре «бурной избирательной кампании», а пресс-секретарь Белого дома заявил, что не видит в произошедшем ничего оскорбительного, однако не преминул добавить:

«Я думаю, было бы предпочтительнее, чтобы мы узнали об этом из личной беседы, а не со страниц газет».

Этот сам по себе незначительный инцидент, тем не менее, стал очередным примером прохладности отношений двух лидеров. Достаточно вспомнить, что за 8 лет американский президент лишь единожды побывал в Израиле (в 2013 году), перепоручив данное направление своему вице-президенту. Или же прошлогоднее выступление Нетаньяху в американском Конгрессе, которое Белый дом назвал «возмутительным нарушением дипломатического протокола».

Официальный визит Джастина Трудо в США

Совсем иной тон двусторонних отношений продемонстрировал первый за последние 19 лет официальный визит канадского премьер-министра в Вашингтон. На состоявшейся 10 марта совместной пресс-конференции уходящий через несколько месяцев американский президент выступил в качестве мудрого наставника для недавно избранного главы канадского правительства. Отвечая на вопросы журналистов Барак Обама быстро расправлялся с конкретикой, давая понять, что любые противоречия можно с легкостью разрешить («хотя решение, наверняка, и не удовлетворит полностью ни одну из сторон – это и называется компромиссом»), и переходил к философским размышлениям о сути власти, о причинах политического раскола в стране, о необходимости долгосрочного взгляда на мировое развитие. Такой тон встречи американский президент записал на счет «схожести политических взглядов», а американские СМИ наградили молодого энергичного политика прозвищем «канадский Обама». Сам же Джастин Трудо заметил, что с удовольствием «слушал рассказы (президента) о его опыте решения различных вопросов».

Основным результатом визита стало совместное заявление «по климату, энергетике и лидерству в Арктике». Помимо повторения приверженности целям, заложенным в Парижском соглашении, оба лидера взяли обязательства снизить до 2025 года выбросы метана на 40-45% от уровня 2012 года. Метан – побочный продукт добычи энергоресурсов на шельфах (индустрия пережила в последнее время бум в обеих странах) – оценивается экспертами как более опасный фактор с точки зрения глобального потепления, чем углеводород. В Арктике обе страны пообещали не допускать никакой «коммерческой деятельности, включая перевозки грузов, рыболовство и добычу энергоресурсов, если она не соответствует высочайшим стандартам экологической безопасности». С одной стороны, это является превентивной мерой в ожидании роста экономической активности по мере таяния ледников, с другой – это своеобразный шаг навстречу экологическим лобби в обеих странах, требующими полного запрета на разработку арктических месторождений.

Кроме этого во время визита было намечено разрешение ряда противоречий в области торговли. США обвиняли своего северного соседа в незаконном субсидировании экспортируемого леса, а Канада (вместе с Мексикой) грозила ввести протекционистские тарифы, если Вашингтон не откажется от правила указания страны-производителя, что делало крайне невыгодным поставку мяса и мясопродуктов в США. Последнее было отменено еще в декабре (вместе с принятием нового бюджета), а для устранения противоречий по лесу страны создали специальную комиссию, которая через 100 дней должна предоставить варианты возможного соглашения.

В области международной безопасности администрация Обамы, видимо, узнавая себя, с пониманием отнеслась к решению Трудо остановить участие Канады в военной операции против ИГ, зато радостно восприняла ее стремление играть большую роль в гуманитарных аспектах. Кроме этого, обе страны подчеркнули единство позиций в отношении «агрессии (России) в восточной Украине» и пообещали продолжить обучение украинских вооруженных сил, которые позволят «более эффективно защищать территориальную целостность (страны)».

Как бы то ни было, «медовый месяц» между двумя странами – крайне редкое явление в американо-канадских отношениях, где обычно либеральное правительство в Оттаве совпадает с периодами пребывания консерваторов в Вашингтоне и наоборот – может закончиться с избранием нового президента.

Демократы крайне негативно относятся к широкомасштабным торговым соглашениям (и США, и Канада подписали ТТП), республиканцы не признают проблемы экологии, а некоторые, особо одиозные кандидаты, даже призывают пересмотреть условия НАФТА (зона свободной торговли между США, Канадой и Мексикой, созданная в 1994 году).

Борьба с терроризмом за пределами Ближнего Востока

На фоне относительного спокойствия в Ираке и Сирии, где, по оценкам Госдепартамента, «прекращение огня в целом соблюдается», в США все чаще говорят о новом этапе антитеррористической кампании, которая вскоре переместится в Африку. В этой связи встает вопрос о том, какую роль отводят себе США.

Лиза Монако, советник президента по борьбе с терроризмом, в понедельник выделила основные принципы подхода США к борьбе с терроризмом:

«Мы будем проводить антитеррористические операций максимально прозрачно, с четкими целями, под пристальным контролем и с полной отчетностью, а также в полном соответствии с буквой закона. Мы будем создавать эффективные многосторонние коалиции и работать с этими партнерами, чтобы уничтожать террористические организации прежде, чем они потребуют широкомасштабного военного ответа».

Текущая военная активность США в Африке в целом соответствует заявленным принципам. До сих пор Пентагон отмечал, что за развитием событий на континенте следят многие европейские партнеры, однако крайне сдержанно комментировал возможность создания формальной коалиции.

При этом он всегда подчеркивал, что текущая миссия США на континенте заключается в «поддержке и сопровождении» союзников (assist and support mission). Несколько точечных воздушных ударов по тренировочным лагерям террористов (в феврале в Ливии, а в прошедшую субботу – в Сомали) проводились совместно с другими странами, а в первом случае – и вовсе без участия американских пилотируемых самолетов. При этом Пентагон специально подчеркивал, что каждый раз было получено разрешение правительства, а удары были совершены после длительных и тщательных наблюдений.

Довольно показательны в этой связи и сообщения о том, что уже несколько недель на столе президента лежат планы по нанесению десятков воздушных ударов по Ливии, однако Белый дом не торопится действовать, ожидая разрешения политической ситуации и формирования единого ливийского правительства. Эту же мысль озвучил 2 марта и итальянский министр международных отношений Паоло Джентилони:

«Италия готова предоставить помощь на новом этапе (борьбы с терроризмом) и исполнить свое обещание стать лидером в рамках международных усилий по стабилизации. Однако любые наши действия должны происходить исключительно в ответ на запрос ливийского правительства».

Также он предостерег от «дальнейшего распространения иллюзий» времен «арабской весны» о том, что изменение государств является «легким» процессом.

Подобная осторожность Запада в целом и США в частности является прямым результатом провальной кампании в Ливии 2011 года, которая, по признанию самого Барака Обамы «не сработала». В опубликованных в четверг серии интервью американский президент признался, что, принимая внешнеполитическое решение, он сравнивает цену американского участия с ценой американского бездействия. Однако эксперты уже начинают предупреждать, что такое бездействие сегодня может привести к необходимости еще больших затрат в будущем.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Безопасность»

24 марта 2017 | 12:09

Дайджест внешней политики США (17 - 23 марта)

Встреча Меркель и Трампа не привела к значительным прорывам в американо-немецких отношениях. Во время визита госсекретаря в АТР основное внимание было уделено политике в отношении КНДР. Министерская встреча коалиции по борьбе с ИГ лишь очертила контуры новой стратегии борьбы с террористами.

7 апреля 2017 | 09:07

Дайджест внешней политики США (31 марта – 6 апреля)

Первый за восемь лет официальный визит египетского президента в США обозначил новый курс Вашингтона, направленный на восстановление отношений с Каиром. Выступая на встрече мидов стран-членов НАТО, Рекс Тиллерсон призвал к справедливому распределению расходов и усилению роли Альянса в борьбе с терроризмом. Сообщения о химической атаке в Сирии вызвали резкую реакцию Вашингтона, который поспешил обвинить в произошедшем Башара Асада.

4 августа 2014 | 16:08

Большие планы политических партий Украины

Следующему созыву парламента придется трудиться в условиях социально-экономического кризиса в стране. Наилучшей стратегией в такой ситуации был бы поиск точек соприкосновения со странами Таможенного Союза при постепенной имплементации норм Соглашения об ассоциации с ЕС. Однако партии с наибольшим рейтингом не воспользуются такой стратегией.

13 октября 2016 | 23:54

Визит Владимира Путина в Турцию продолжил нормализацию российско-турецких отношений

Визит президента России Владимира Путина в Турцию завершился подписанием важных соглашений в рамках развития экономического сотрудничества двух стран, в частности касающихся реализации проекта "Турецкий поток". Продолжился поиск компромиссных решений по сирийскому конфликту. Постепенная нормализация отношений Москвы и Анкары может иметь серьезные последствия для ближневосточного региона.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова