В выступлении Джо Байдена в Киеве на этой неделе впервые появились предупреждения о том, что время для реформ в Киеве может скоро закончиться. Несмотря на эмоциональные заявления во время Парижского саммита, на практике ни демократы, ни республиканцы в реальности не готовы принимать на себя конкретные обязательства по борьбе с изменением климата. После того как стрельба в Сан Бернардино была признана террористическим актом, президент развернул беспрецедентную законодательную деятельность в области борьбы с ИГ.
ПРЕМИУМ
11 декабря 2015 | 10:01

Дайджест внешней политики США за неделю (4-10 декабря)

1. В выступлении Джо Байдена в Киеве на этой неделе впервые появились предупреждения о том, что время для реформ в Киеве может скоро закончиться. Это связано не только с усталостью Администрации в связи с отсутствием прогресса, но и с объективными процессами как международной, так и внутриполитической обстановки на самой Украине.

2. Несмотря на эмоциональные заявления во время Парижского саммита, на практике ни демократы, предлагающие максимально широкий договор, ни республиканцы, отвергающие наличие проблемы как таковой, в реальности не готовы принимать на себя конкретные обязательства по борьбе с изменением климата.

3. После того как стрельба в Сан Бернардино была признана террористическим актом, а президент выступил с экстренным обращением к нации, Конгресс, до сих пор лишь выступавший с критикой администрации, но не предлагающий конкретных мер, развернул беспрецедентную законодательную деятельность в области борьбы с ИГ.

 

Визит Джо Байдена в Киев

Во время своего пятого по счету визита на Украину американский вице-президент пообещал выделить 190 млн долларов, заверил в поддержке США перед лицом российской агрессии, а также повторил условие, при котором эта поддержка будет продолжаться – конкретные шаги по борьбе с коррупцией, полная реформа судебной системы, переход энергетической сферы на рыночные механизмы, прозрачность доходов чиновников, а также отказ избираемых должностных лиц от интересов в сфере бизнеса.

Этот длинный список условий, не раз появлявшихся в выступлениях официальных лиц США и умело спрятанных между словами гордости за украинский народ, в выступлении Джо Байдена на заседании Рады был неожиданно продолжен предупреждением:

«Чтобы Украина продолжала двигаться вперед и сохраняла поддержку международного сообщества, вам необходимо прилагать больше усилий. Сегодня настал (поворотный) момент для Украины. Возможно, это ваш последний шанс. Пожалуйста, ради всех нас, как бы эгоистично это ни звучало с моей стороны, не упустите его. Воспользуйтесь этой возможностью. Постройте лучшее будущее для украинского народа».

Такой эгоизм вполне объясним. Именно на плечи Джо Байдена, который, по его собственным словам, общался с украинским президентом продолжительнее и откровеннее, чем с собственной женой, была возложена задача по выработке позиции Администрации в отношении Украины. Также объяснима и экстренность: в последнее время выполнять эту задачу становится все сложнее.

Во-первых, Байдену все труднее убеждать Киев в том, что сотрудничество между США и Россией, налаживанием которого занимается госсекретарь Джон Керри в рамках Группы друзей Сирии, никак не влияет на американскую позицию по Украине. Именно на это направлены его заявления о том, что Вашингтон никогда не признает «незаконную аннексию» Крыма, что будет требовать от России полного выполнения Минских соглашений, ключевым моментом которого США считают передачу контроля над границей Украине.

Во-вторых, труднее становится убеждать европейских союзников продолжать санкционное давление на Россию. До сих пор, несмотря на оппозицию автоматическому продлению санкций со стороны некоторых из них, никто не решался официально проголосовать «против». Карен Донфрид, бывший руководитель европейского направления в Совете по национальной безопасности, отметила:

«Мне кажется, что в ЕС теперь будут возвращаться к вопросу пересмотра санкций все чаще, и в США будут внимательно следить за готовностью (союзников) продлевать эти санкции».

В-третьих, Джо Байдену теперь надо будет постараться убедить самих американцев в искренности его намерений в отношении украинской демократии. В то время, когда он призывал украинских законодателей бороться с коррупцией, газета «Нью-Йорк Таймз» опубликовала давно известную, но до сих пор остававшуюся в тени историю о связях его сына Хантера Байдена с украинской газовой компанией «Буризма Холдингс». Бывший американский посол в Киеве Стивен Пфайфер в этой связи заметил:

«Я надеюсь, что кто-нибудь из окружения вице-президента внимательно изучил юридическую сторону вопроса. Я надеюсь, что они все проверили, потому что вице-президенту удается довольно четко доносить мысль о необходимости борьбы с коррупцией на Украине, и было бы досадно, чтобы подобные эпизоды подорвали все его усилия».

Наконец, некоторые западные эксперты, особо внимательно следящие за украинскими внутриполитическими тенденциями, говорят о том, что современное политическое руководство, на которое сделали ставку в США, практически исчерпало выданный ему кредит доверия. Ему на смену уже готовятся прийти новые силы – с более радикальной повесткой дня и меньшей зависимостью от воли американской администрации (хотя и прочными связями с американскими ястребами).

Ольга Оликер, директор Программы по изучению России и Евразии в Центре стратегических и международных исследований, призывает отнестись серьезно к («последнему китайскому») предупреждению Джо Байдена:

«Если реформы не удается провести даже при условии внушительной поддержки Запада и широкой общественности, то начинаешь задумываться, а можно ли их провести вообще. Теперь, когда и представители общественного движения, и американские и европейские спонсоры становятся все более нетерпеливыми, это окно возможности начинает закрываться. Давление Запада на Москву по-прежнему необходимо, однако оно не может решить проблемы, укоренившиеся в самой украинской (политической) системе и ее представителях. И решать эти проблемы должна именно Украина».

Климатический саммит в Париже

Если украинским кризисом в американском правительстве занимается преимущественно вице-президент, то задача заключения договора в области экологии была возложена на госсекретаря Джона Керри, который провел всю неделю в Париже. Не пропустив ни одного климатического саммита, начиная с Рио-де-Жанейро 1992 года, во вторник он честно признался:

«Я чувствую себя как Сизиф, который пытается затолкать камень на вершину горы».

Во время многочисленных конференций, круглых столов, двусторонних встреч и общений с прессой, на которых вопросы о Парижском саммите часто заглушались более актуальными темами о борьбе с ИГ, переговорах  по Сирии и национальной безопасности, он настойчиво возвращался к необходимости бороться с изменением климата.

В своих заявлениях американский госсекретарь выделял четыре основных условия для договора, который США могли бы подписать: «максимально амбициозный»; «гибкий», т.е. позволяющий отдельным странам устанавливать собственные цели; создающий механизмы для укрепления безопасности наиболее уязвимых стран перед лицом экологических катастроф; «продолжительный», т.е. закладывающий фундамент для дальнейших действий, а не устанавливающий потолки.

Между тем, за закрытыми дверями, по словам представителей развивающихся стран, США выдвигали куда более конкретные условия. В обмен на снижение планки по потеплению земной поверхности с 2 градусов до 1,5, они требовали от бедных стран отказаться от возможности ссылаться в будущем на пункт «задолженность и компенсация» («liability and compensation»). Согласно ему, именно индустриально развитые страны несут ответственность за потепление климата, а следовательно, они обязаны компенсировать уже нанесенный ущерб – например, потерю территории страны, которая оказалась под водой. Помимо этого США не готовы взять на себя обязательства по предоставлению финансовой помощи развивающимся странам в переходе на экологически чистые технологии.

В то время как позиция США подвергается критике за отсутствие конкретики и максимально широкий характер, который не способен привести к каким-либо ощутимым результатам, более четкий, а уж тем более юридически обязывающий договор просто не был бы ратифицирован Конгрессом. Пока Керри произносил речи в Париже, в Вашингтоне Сенат проголосовал против плана по ограничению вредных выбросов в атмосферу. А кандидат в президенты республиканец Тед Круз провел заседание сенатского комитета по торговле, на котором выступили различные профессора естественных наук, которые либо сомневаются в антропогенном факторе климатических изменений, либо вовсе отказываются признавать наличие данной проблемы.

Несмотря на растущее общественное внимание к данной проблеме со стороны американцев, ни «амбициозные» демократы, ни упрямо отказывающиеся верить фактам республиканцы не готовы брать на себя конкретные обязательства. Однако, как заметил один из выступивших на Парижском саммите представителей бизнеса Питер Шварц, изменить позицию Вашингтона могут тенденции на местах:

«Если вы посмотрите на США в целом, то заметите, что многие штаты довольно агрессивно продвигают (чистые технологии). Вашингтон, может быть, и застрял на месте, но штаты движутся вперед, и вместе с ними будет двигаться и вся страна».

Авторизация использования вооруженных сил за рубежом

В четверг сразу обе палаты американского Конгресса выдвинули законопроекты по Авторизации использования вооруженных сил в борьбе с Исламским государством (Authorization for the use of military force – AUMF). До сих пор Белый дом настаивал, что ИГ является продолжением Аль-Каиды, для борьбы с которой Конгресс уже одобрил использование вооруженных сил в 2001 году. Данный подход не раз подвергался критике, однако принятие новой Авторизации было невозможно из-за межпартийных противоречий. Республиканцы требовали предоставления более широких полномочий американским военным, а демократы указывали на неизбежное, в таком случае, скатывание к очередной полномасштабной военной операции.

Выдвинутые законопроекты, поддерживаемые на этот раз обеими партиями и обеими палатами, являются значительным шагом в данном направлении. Они предполагают Авторизацию использования вооруженных сил для борьбы с ИГ сроком на три года, после чего в случае необходимости она может быть продлена. Один из спонсоров законопроекта от Палаты представителей республиканец Скотт Ригелл заметил:

«Как бы мы это ни называли, но фактически сегодня мы ведем войну. Мы не боимся ИГ, поэтому мы и не должны бояться обсуждать меры, необходимых для борьбы с ним».

 

«Все это время Конгресс ничего не делал, - добавил ко-спонсор законопроекта демократ Питер Уэлч. - Настало время и нам внести свой вклад».

Изменение динамики дебатов по этому вопросу произошло после того, как ФБР официально назвало стрельбу в Сан Бернардино террористическим актом, а президент выступил с экстренным обращением к нации, которое некоторые наблюдатели сравнили с выступлением Франклина Рузвельта в 1942 году, в котором 32-й президент США обосновывал необходимость принять участие во Второй мировой войне. (Обама: «Мы будем преследовать террористов везде, где это необходимо» - не так красочно, как «мочить в сортире», но суть та же).

Помимо Авторизации сегодня в Конгрессе обсуждается целый ряд других инициатив по борьбе с ИГ. Так, демократы предложили создание специальной должности для координации усилий всех правительственных ведомств. В настоящее время этим фактически занимается специальный советник президента Роб Маллей, которого Сьюзан Райс назвала «самым уважаемым экспертом по делам Ближнего Востока в нашей стране». С более радикальными предложениями выступил сенатор из Южной Каролины республиканец Линдси Грэм, который потребовал убрать любые географические и временные ограничения из текста Авторизации, что, по его мнению, должно стать важным сигналом террористам. Наконец, в среду комитет по внешней политике Палаты представителей единодушно принял законопроект, предусматривающий прямое снабжение курдских вооруженных сил с Ираке, которое сегодня производится опосредованно через иракское правительство. Пентагон не раз сетовал на неспособность Багдада своевременно доставлять оружие до вооруженных сил на местах.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

16 октября 2014 | 07:56

Белый дом снижает порог ожиданий в борьбе с ИГ на Ближнем Востоке

Америка не может уйти от ответственности за регион, поскольку Вашингтон был основной движущей силой большинства процессов, в особенности, эскалации шиитско-суннитского конфликта. Кроме того, заинтересованность крупнейших американских лобби в регионе – израильского, нефтяного и оружейного – не снизилась.

25 мая 2016 | 22:37

Хрупкий статус-кво вокруг Нагорного Карабаха противоречит интересам России

Несмотря на череду военных инцидентов последних лет видно, что система военно-политических сдержек при российском посредничестве в целом работает – Баку не стремится к большой войне, хотя и начинает использовать силу, чтобы обозначить свои политические интересы и несогласие со статус-кво. Военный баланс между сторонами и российские военные гарантии Армении делают большую войну маловероятной, хотя и не исключают военных инцидентов.

19 января 2018 | 20:31

Дайджест внешней политики США (12-18 января)

В своем выступлении, посвященном взглядам США на дальнейшее развитие ситуации в Сирии, госсекретарь сообщил, что администрация планирует сохранять военное присутствие в стране. Визит Казахстанского президента в США был воспринят американскими экспертами как положительный сигнал возобновленного внимания администрации к региону Центральной Азии. Министерская встреча по КНДР в Ванкувере завершилась безрезультатно.

24 марта 2014 | 18:43

Чего ждут американцы от внешней политики США?

Внешнюю политику США ждут перемены. Их повлекут качественные изменения в оценках американцами роли своей страны в международных делах. В 2012 году статистика зафиксировала тенденцию - более половины жителей США впервые за 50 лет высказались против активной внешней политики.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова