1. Ожидалось, что получение американским президентом полномочий в торговой политике выведет переговоры по Транстихоокеанскому партнерству на финишную прямую. Однако последняя сессия переговоров показала, что процесс может затянуться.
2. В прессу просочилась информация о подготовке Вашингтоном ответных действий в связи с участившимися атаками китайских хакеров. Контрмеры вызвали дискуссии среди экспертов, которые призывают аккуратнее подходить к отношениям с КНР.
3. На этой неделе состоялось сразу две встречи между главами российского и американского МИД. Несмотря на существование противоречий в подходах к разрешению ситуации на Украине и в Сирии, и иногда даже позволяя себе открытые упреки, они, тем не менее, смогли договориться о расследовании химатак в Сирии.
Переговоры по Транстихоокеанскому партнерству
Найти общий знаменатель для 12 стран, на которые, по словам австралийского министра торговли и инвестиций Эндрю Робба, «приходится 40% мирового ВВП и 33% мировой торговли, и каждая из которых стремится защитить свои национальные интересы», никогда не казалось легкой задачей.
Тем не менее, получение американским президентом от Конгресса полномочий в торговой политике (Trade-Promotion Authority или fast-track), казалось, должно было сделать другие 11 государств, участвующих в переговорах, сговорчивее.
Однако последняя встреча министров торговли в штате Гавайи, завершившаяся 31 июля, не оправдала ожиданий оптимистов, утверждающих, что теперь каждая сессия может стать последней.
Как оказалось, вьетнамское правительство не готово расстаться с государственной собственностью. Канадский премьер-министр Стивен Харпер накануне октябрьских выборов не хочет отказываться от защиты национальных производителей птицеводческой и молочной промышленности. Япония, достигнув некоторого прогресса в переговорах с США по поводу сельскохозяйственных и автомобильных преференций, столкнулась с позицией Мексики, которая настаивает на том, чтобы как минимум 65% запчастей автомобильной промышленности были произведены в странах ТТП. Токио, не желая отказываться от своих поставщиков в Китае и Таиланде, хочет снизить этот порог до 50%.
Камнем преткновения является и вопрос о защите интеллектуальной собственности. США, пытаясь защитить своих фармакологических гигантов, настаивает на том, чтобы и другие страны приняли закон, запрещающий компаниям производить т.н. дженерики в течение 12 лет. Большинство стран и международных здравоохранительных организаций указывают на то, что такая мера вызовет рост цен на лекарства, сделает их менее доступными для развивающегося мира и вообще приведет к росту бюджетных расходов. Несговорчивость Белого Дома объясняется не только стремлением повысить стандарты в области защиты интеллектуальной собственности, но, главным образом, опасениями потерять поддержку республиканцев.
Глава сенатского комитета по финансам Оррин Хэтч (Юта), до сих пор верный союзник президента в торговых вопросах, пригрозил: «Сильные законы по защите интеллектуальной собственности – включая защиту патентов и информации по биопрепаратам – являются обязательным условием для обеспечения поддержки этого договора со стороны конгрессменов».
Переговоры должны возобновиться уже в конце августа, однако даже в случае их успеха окончательный текст договора доберется до Конгресса не раньше следующего года и может прийтись как раз на разгар праймериз. Если все республиканские кандидаты в целом поддерживают ТТП, то демократы более осторожны. Хиллари Клинтон, несмотря на предыдущую поддержку инициативы, до сих пор всячески избегает этого вопроса, стараясь сохранить доверие своих однопартийцев. Даже те демократы, которые встали на сторону президента в июньских дебатах, ждут окончательного текса соглашения.
Как отметил член Палаты представителей демократ Брэд Шерман, «каждая деталь будет очень важна, так как она повлияет на мнение конгрессменов, близких к той или иной отрасли промышленности, будь то молочные продукты, сахар или фармакология. Учитывая, каким близким было голосование (по предоставлению президенту торговых полномочий), любая мелочь может иметь решающее значение».
Белый дом рассматривает возможные варианты ответа на взлом базы данных Управления кадрами
Статья в газете «Нью-Йорк Таймз» под заголовком «США решили нанести ответный удар китайским хакерам» вызвала на этой неделе широкую дискуссию в американских экспертных кругах. Ссылаясь на неназванные источники из администрации, автор статьи Дэвид Сэнгер утверждает, что президент Барак Обама попросил своих помощников подготовить набор возможных «нестандартных» ответов.
Чашу терпения американского руководства переполнил скандал со взломом базы данных Управления кадрами, в результате которого хакеры получили доступ к личной информации 20 миллионов американских госслужащих.
Несмотря на отсутствие официальных заявлений Белого Дома о виновниках атаки, руководство страны так или иначе дало понять, что за атакой стоит Китай.
До сих пор наиболее известным (хотя и не подтвержденным официально) обменом кибер-ударами был инцидент с Северной Кореей, когда после атаки на компанию «Сони» американское правительство пообещало нанести ответный удар, после чего на несколько дней Северная Корея осталась без интернета. Однако в случае со взломом базы данных, отмечает Сэнгер, речь не идет о нанесении ущерба или краже интеллектуальной собственности, поэтому и возникает необходимость в «нестандартном» решении.
Адам Сигал, старший научный сотрудник Совета по внешней политике и директор Программы по политике в области цифровых технологий и киберпространства, призывает американское руководство быть крайне осторожным. Отмечая, что Китай распространяет понятие национального суверенитета и на интернет-пространство, он пишет:
«Скорее всего, Пекин воспримет те варианты ответа, которые сейчас обсуждают разведсообществом США, как непропорциональные в сравнении со взломом базы данных и будет рассматривать их как новый вызов национальной безопасности, что повлечет за собой соответствующие действия со стороны Китая. Это не означает, что Соединенные Штаты должны оставить китайские кибератаки без ответа. Скорее, речь идет о том, чтобы искать максимально пропорциональный ответ: введение экономических санкций в ответ на кражу интеллектуальной собственности, контрразведка в ответ политический и военный шпионаж. Но, в первую очередь, необходимо улучшить защиту американских сетей, чтобы максимально усложнить работу хакерам».
В необходимости сосредоточиться на защите убежден и старший научный сотрудник Гуверовского института Джэк Голдсмит, преподающий юриспруденцию в Гарвардском Университете. По его мнению, проблемой поиска пропорционального ответа на кибератаки Китая американское руководство занялось еще во времена администрации Джорджа Буша-мл., и ведущиеся сегодня дискуссии показывают, что оно не приблизилось к ее разрешению.
«Неспособность правительства предложить работающую стратегию сдерживания в условиях растущего количества взломов сети за последние пятнадцать лет ясно говорит о том, что сдерживание посредством нанесения ответных ударов в этом контексте не сработает. Даже если американское правительство точно определит виновника (и приведет публичные доказательства), и даже если оно сможет свести последствия ответного удара к минимуму, какое оно имеет право для наказания Китая, если всем известно, что мы сами проникаем в правительственные сети (Китая)?»
Дин Ченг, старший научный сотрудник Центра азиатских исследований Фонда "Наследие", также отмечает, что после разоблачений Эдварда Сноудена действия Китая в киберпространстве больше не воспринимаются как нечто нетипичное.
При этом он считает, что отсутствие ответа со стороны американской администрации «поддерживает среди китайского руководства мнение, что Соединенные Штаты не могут себе позволить или просто не хотят действовать более агрессивно».
Как бы то ни было, в последнее время налицо стремление американского правительства убедить всех в обратном. Статью в «Нью-Йорк Таймс», где приводятся неофициальные заявления анонимных высокопоставленных чиновников, можно поставить в один ряд с картой всех кибер-атак Китая, составленной Агентством национальной безопасности и попавшей в руки новостного агентства «NBC News». Подобные утечки информации в прессу уже сами по себе можно рассматривать как ответ американского правительства, не желающего идти на открытое противостояния с Китаем. Причем сигнал направляется как китайскому руководству, и рассматривается как элемент сдерживания, так и американцам, требующим от Белого Дома более решительных действий в отношении Пекина.
Встречи Керри и Лаврова в Дохе и Куала-Лумпуре
На этой неделе состоялось сразу две встречи между американским госсекретарем Джоном Керри и российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. После трехсторонней встречи в Дохе с главой внешнеполитического ведомства Саудовской Аравии Аделем аль-Джубейром, Керри и Лавров вновь увиделись через два дня в Куала-Лумпуре на полях совещания министров стран-членов АСЕАН, на этот раз уже тет-а-тет.
Одной из тем обсуждения стала традиционно ситуация на Украине.
Джон Керри, характеризуя диалог по этому вопросу, заявил: «Мы говорили об Украине и необходимости полного выполнения Минских соглашений, а также о том, что, судя по всему, является разницей в интерпретации этих соглашений в том, что касается выборов, а также необходимых условий для проведения выборов и конституциональной реформы. В целом, я думаю, что министр Лавров, как и я, стремится достичь прогресса по этому вопросу в максимально короткие сроки, поскольку лето заканчивается, и с началом осени могут возникнуть новые осложнения».
Не менее важной темой стало обсуждение ситуации в Сирии. Пресс-секретарь госдепартамента подчеркнул, что обе стороны находятся в постоянном контакте по данному вопросу:
«Конечно, во время сегодняшней встречи и встречи, которая состоялась всего несколько дней назад в Дохе, мы весьма активно взаимодействуем с министром иностранных дел Лавровым, обсуждаем с ним все эти вопросы и возможные дальнейшие действия. Я не хочу опережать события и говорить о том, что мы можем предпринять, но мы очень активно взаимодействуем».
Сергей Лавров был более сдержан в оценке:
«Мы согласны с тем, что нужно объединить усилия в борьбе с этим явлением как можно скорее и как можно более эффективно. Однако у нас пока нет общего подхода, как конкретно это нужно делать, учитывая противоречия между различными игроками на земле, включая вооруженные отряды сирийской оппозиции».
На одно из таких различий указал и пресс-секретарь госдепартамента:
«Мы четко дали понять, что даже несмотря на то, что мы выступаем за политическое урегулирование, соответствующее Женевскому коммюнике, мы не считаем, что Башар Асад может быть частью этого процесса».
Поддержка Россией президента Сирии Башара Асада является камнем преткновения для сотрудничества двух стран в этом вопросе. Очевидно, Вашингтон ожидает, что позиция Москвы изменится.
Джон Керри намекнул, что достигнутое соглашение по проекту резолюции ООН, направленной на установление виновных в применении химического оружия в Сирии, может стать первым шагом на пути к этому. Выступая перед журналистами 6 августа, он заявил: «Мы также обсудили резолюцию ООН, и, на самом деле, я думаю, мы достигли соглашения, которое позволит рассмотреть резолюцию в ближайшее время, и это запустит процесс установления ответственных (за химатаки), которого до сих пор так не хватало».
О возможном изменении позиции России в понедельник сказал и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
«Сегодня отношение Путина к Сирии дает больше надежд, чем раньше. Он больше не считает, что Россия будет поддерживать Асада до конца. Я думаю, он может отказаться от этого».
Однако в среду Сергей Лавров отмел подобные предположения и заявил, что подход России не претерпел каких-либо изменений. Кроме этого, он назвал распространение американской операции по борьбе с ИГ на территорию Сирии контрпродуктивным.
Более того, глава российского МИД обвинил Вашингтон в нежелании идти на компромисс с Россией по Сирии, добавив, что США пытаются навязать свою политическую волю независимым странам, которые противостоят подобной пересадке идеологии.
«Когда вы начинаете распространять свою идеологию не посредством убеждения, а силой, вы провоцируете создание опасных ситуаций – будь то распространение коммунизма Советским Союзом или распространение демократии вопреки культурным различиям при игнорировании существующих традиций и ценностей».
Несмотря на уступки с обеих сторон, заключение финального соглашения остается под вопросом. Отправляясь в Вену, один из членов американской делегации (госдепартамент старательно скрывает имена и детали переговоров, поскольку это может навредить хрупкому переговорному процессу), подчеркнул, что все самые ответственные решения будут приняты в последнюю минуту.
Во время своего визита в Великобританию Барак Обама дал понять, что США хотят видеть ЕС единым, однако «дружеский совет» американского президента не очень понравился британцам. Выступая на торговой выставке в Ганновере, Обама призвал ускорить переговоры по ТТИП, «окно возможности» для заключения которого захлопнется с окончанием его президентского срока. Администрация, желая уладить противоречия с Ираном в связи с имплементацией «ядерной сделки», попала под огонь собственного Конгресса.
За последние месяцы популярность основных политических сил сократилась, а количество не определившихся с политическими симпатиями снижается крайне медленно, что отражает общее недоверие населения к политической элите страны. В таких условиях, политическая сила президента Петра Порошенко вряд ли сможет получить большинство в Верховной Раде.
Убедительная победа Консервативной партии и ее лидера Дэвида Кэмерона на парламентских выборах в Великобритании вновь заставила всех задуматься от европерспективах страны. Дэвид Кэмерон настаивает на проведении референдума о выходе страны из ЕС, хоть сам выход ему и не нужен.