Главными темами внешнеполитических дебатов в США на прошедшей неделе стали Куба, Украина и Китай. В то время, как в сенате обсуждается замедлить потепление в американо-кубинских отношениях, госдепартамент рассуждает о судьбе Минских соглашений и условиях взаимодействия с Россией, а Пентагон сменил тон в отношении действий Пекина в Южно-Китайском море на резко критический.
Налаживание отношений с Кубой
В пятницу 29 марта в США произошло давно ожидаемое событие – Куба была официально исключена из списка стран-спонсоров терроризма. На практике данный шаг означает открытие посольств, отмену запретов на путешествия в эту страну, а также снятие ряда экономических санкций. Еще год назад, когда в Конгрессе преобладали демократы, а кандидаты в президенты еще только размышляли о своих намерениях баллотироваться, все это могло бы произойти в кротчайшие сроки. Сейчас же Белому дому следует ожидать сопротивления во всех сферах, где принятие решения зависит от конгрессменов. Тем более, если этот конгрессмен – один из лидеров республиканской президентской гонки.
Марко Рубио, сенатор из штата Флорида, куда прибывает основной поток кубинских иммигрантов, заявил о своем негативном отношении к налаживанию отношений с Кубой еще в конце прошлого года, когда госдепартамент официально признал, что политика изоляции Кубы «не только не способствовала продвижению американских интересов, но и привела к изоляции самих США».
В письме госдепартаменту в понедельник Рубио потребовал обусловить налаживание отношений со страной, откуда много лет назад приехали и его родители, следующими требованиями: начало политических реформ, передача кубинских «террористов» в руки США, разрешение вопросов, связанных с имущественными правами, а также разрешение американскому дипломатическому персоналу выезжать за пределы столицы.
В противном случае Рубио грозит сделать все возможное, чтобы помешать дальнейшему процессу нормализации. В частности, являясь членом сенатского комитета по международным отношениям, он лично может воспрепятствовать назначению посла. Блокировавшись с другими республиканцами, он может ограничить выделение средств на строительство посольства, не говоря уже о снятии санкций, где окончательное решение будет принимать именно Конгресс.
В том, что молодой сенатор сможет заручиться поддержкой, можно не сомневаться. В среду он предложил законопроект, который может запретить любое военное сотрудничество с «островом свободы». В число ко-спонсоров данной инициативы входят такие влиятельные политические фигуры, как Том Коттон (Арканзас), Тед Круз (Техас), Кори Гарднер (Луизиана), Марк Кёрк (Иллинойс), а также демократ Роберт Менендез (Нью-Джерси).
Подобная активность Рубио не удивительна не фоне растущего на глазах количества претендентов на номинацию от республиканской партии (всего около пятнадцати человек). Эта тенденция привела к тому, что организаторы дебатов заявили, что ограничат количество участников десятью лидерами по опросам общественного мнения. Примечательно, что на данный момент первое место занимает Джеб Буш, который до сих пор официально не заявил о своем намерении баллотироваться.
Эскалация конфликта на Украине
Сообщения о возобновлении боевых действий на востоке Украины дали повод западным СМИ говорить об очередном срыве Минских соглашений. В то время, как Москва и Киев заняты перекладыванием вины друг на друга, Вашингтон не замедлил вынести свой вердикт: перемирие нарушили «объединенные силы России и сепаратистов» – относительно новый термин в лексиконе госдепартамента.
«Любая новая атака или агрессивные действия со стороны объединенных сил России и сепаратистов неприемлема и является нарушением Минских соглашений. Россия несет прямую ответственность за предотвращение подобных атак и выполнение перемирия. Любая попытка захватить дополнительную украинскую территорию вызовет ответные меры».
Тем не менее, пресс-секретарь госдепартамента Мари Харф поспешила напомнить, что в случае выполнения соглашений большее количество санкций будет отменено. При этом она добавила, что пока рано говорить, что «Минск-2» доказал свою несостоятельность:
«Мы считаем, что именно в рамках Минских соглашений мы сможем добиться де-эскалации; что в них присутствуют все необходимые для этого компоненты. Что сейчас необходимо, это не создание нового формата диалога, а выполнение Россией тех соглашений, которые уже существуют».
Очевидно, что Вашингтон стремится балансировать между поддержкой Киева и продолжением наметившегося в последнее время конструктивного диалога с Москвой. Не исключено, что приемлемым для США выходом может стать передача роли «злого полицейского» европейским лидерам.
В то время, как межпартийный законопроект о поставках летальных вооружений Украине может пылиться на столе Барака Обамы сколь угодно долго, главы европейских государств должны принять решение о продлении санкций уже на предстоящем саммите 25-26 июня. Безусловно, данное решение будет согласовано с американскими коллегами.
5 июня в Штутгарте состоится совещание за закрытыми дверями, в котором примут участие более двух десятков представителей дипломатических и военных кругов США и Европы, чтобы обсудить текущую ситуацию на Украине. В частности, один из членов американской делегации на условиях анонимности заявил, что министр обороны Эш Картер собирается узнать у своих европейских коллег, хотят ли они большего вовлечения США.
Пентагон, наряду с большинством американских законодателей, все более настойчиво призывает Белый Дом одобрить поставки вооружений. Старший научный сотрудник Брукингского института Майкл О’Хэнлон предостерегает, что запас прочности президента может в скором времени исчерпаться:
«Прежде, чем произойдет очередная эскалация противостояния, прежде, чем давление со стороны Конгресса заставит президента Барака Обаму начать вооружать украинскую армию, прежде, чем американская президентская гонка сделает объективное обсуждение этого вопроса невозможным, у нас осталось время для одного последнего значимого дипломатического шага».
В качестве данного шага эксперт предлагает западным странам предоставить Москве гарантии в том, что Украина никогда не станет членом ЕС и НАТО. Правда, он делает оговорку, что можно будет и вернуться к данному вопросу, когда в Кремле появятся новые лица. Кроме этого, О’Хэнлон считает, что Запад в принципе может пойти и на признание вхождения Крыма в состав России. Для этого необходимо будет применить легальную, с точки зрения ЕС и США, процедуру: будь то новый, проведенный по всем правилам референдум, или выплата Россией «значительной суммы» украинскому правительству.
Эш Картер о действиях Китая в Южно-Китайском море
Строительство Пекином искусственных островов в Южно-Китайском море все чаще привлекает внимание западных СМИ, однако официальные лица США предпочитали обходить этот вопрос стороной, апеллируя, главным образом, к общим международным принципам. Примерно так, как это сделал пресс-секретарь госдепартамента, отвечая на вопрос на брифинге 26 мая:
«Наша позиция по Южно-Китайскому морю остается постоянной уже долгое время. Что касается претензий на водное пространство и сушу в Южно-Китайском море, мы считаем, что подобные споры должны решаться в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. Теперь относительно вопросов суверенитета островов, на которые претендует Тайвань, или любых других сухопутных объектов: мы не занимаем никакой позиции в данном вопросе».
По крайней мере, так было до 30 мая, когда глава Пентагона Эш Картер выступил на международной конференции по безопасности «Шангри-Ла Диалог 2015». В своей речи он не только заявил, что США «глубоко озабочены скоростью и масштабами освоения Южно-Китайского моря», но и публично обвинил Китай в нарушении международных норм. При этом Картер привел в качестве примера для подражания своих союзников в регионе – Филиппины и Индонезию, которые, по его словам, «выносят разногласия по поводу морских границ за скобки и решают свои претензии мирным путем».
В понедельник недовольство действиями Китая озвучил и президент Обама:
«Мы считаем, что присвоение земли, агрессивные действия любой из сторон являются контрпродуктивными. Возможно, что некоторые из претензий Китая законны, но это не означает, что он может добиваться признания этих требований, попросту расталкивая всех локтями».
Таким образом, Вашингтон занял не однозначную позицию в территориальных спорах, рискуя осложнением отношений с Пекином.
На это не замедлил обратить внимание заместитель начальника Генерального штаба Народно-Освободительной Армии Китая адмирал Сун Цзяньго:
«Китай и китайская армия никогда не боялись ни дьявола, ни других злых духов, и мы руководствуемся практическими соображениями, а не амбициями гегемона. Не ожидайте, что мы сдадимся перед лицом мракобесия или какой бы то ни было другой силы. И не ожидайте, что мы согласимся на невыгодные для нас условия, которые будут подрывать наш суверенитет, безопасность и интересы развития».
Уильям Чунг, старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований, делясь своими наблюдениями по итогам саммита, отметил:
«Присвоение территорий Китаем продолжается, и Китай подчеркнул, что считает данные действия законными. Кроме того, Китай сказал, что проигнорирует любое решение, принятое международным судом в Гааге, куда обратились Филиппины».
Джерри Хендрикс, глава программы по разработке и оценке стратегий в области безопасности Центра новой американской безопасности, считает, что китайское руководство хочет воспользоваться распространившимся в последнее время всеобщим ощущением, что США избегают втягивания в конфликты.
«Си Цзиньпин видит, что американская администрация смягчила свою позицию по Кубе, по иранской ядерной программе, по России в отношении Крыма и Украины».
Кроме этого, он считает, что отказ США уступить Китаю в данном вопросе может быть воспринят как прямое оскорбление:
«В Китае, по крайней мере среди военных, может распространиться мнение, что США дискриминируют нас на культурной почве: "Постойте-ка, вы готовы вести дела с персами, латиноамериканцами, славянами, но не с нами?" Это может стать дополнительным источником трений».
Профессор Национального военного колледжа США в Вашингтоне, специалист по Китаю, Бернард Коул полагает, что таким образом Пекин проверяет пределы уступчивости Вашингтона:
«Я думаю, Китай планирует представить все как свершившийся факт, в надежде, что это не вызовет со стороны США ответной реакции».
При этом эксперт считает маловероятным, что конфликт между США и Китаем в Южно-Китайском море начнется в результате прямого столкновения, однако добавляет:
«Представьте, что Филиппины умудрятся вывести в море один из двух старых катеров морской пограничной охраны, которые мы им отдали, и китайцы его ненароком затопят? А с Республикой Филиппины у нас договор о взаимной обороне, который распространяется и филиппинские военные корабли».
Статья в газете «Нью-Йорк Таймз» под заголовком «США решили нанести ответный удар китайским хакерам» вызвала на этой неделе широкую дискуссию в американских экспертных кругах. Чашу терпения американского руководства переполнил скандал со взломом базы данных Управления кадрами, в результате которого хакеры получили доступ к личной информации 20 миллионов американских госслужащих. Несмотря на отсутствие официальных заявлений Белого Дома о виновниках атаки, руководство страны так или иначе дало понять, что за атакой стоит Китай. До сих пор наиболее известным (хотя и не подтвержденным официально) обменом кибер-ударами был инцидент с Северной Кореей, когда после атаки на компанию «Сони» американское правительство пообещало нанести ответный удар, после чего на несколько дней Северная Корея осталась без интернета.
В сложившихся условиях очевидно, что экономическое восстановление Египта невозможно без преодоления существующей социальной поляризации. Саудовская Аравия, вложившая вместе с некоторыми монархиями Залива за последний год более 12 млрд долл. в египетскую экономику, продолжит оказывать финансовую поддержку Каиру: Эр-Рияду нужен сильный Египет, чтобы вместе противостоять региональной угрозе исламизма. На сегодняшний момент ключевое государство Ближнего Востока, имеющее мощный военный потенциал, борется за свое восстановление и скорее является жертвой радикальных исламистских группировок, надвигающихся со стороны Ливии и Синая, чем силой, противостоящей им в масштабе региона.
Среди наиболее значимых для политической жизни США событий этой недели стало официальное объявление о намерении участвовать в предстоящей президентской гонке двух заметных представителей от обеих партий. Параллельно с этим, примечательными стали реакция Вашингтона на поставки российской военной техники Ирану, а также небольшой шаг а процессе реализации «азиатского разворота», продекларированного еще в 2011 году, но так и не ставшего на деле приоритетным направлением американской внешней политики.
Сохранив за собой место второго, после Германии, покупателя российского природного газа, Турция в прошлом году обеспечила им почти 60% внутреннего потребления. Две трети импорта голубого топлива из России приходится на государственную компанию «Боташ», которая имеет право раз в несколько лет поднимать вопрос о пересмотре закупочной цены. Своим правом руководство турецкой компании и воспользовалось в начале 2015 года, но на сей раз на переговоры оно пришло не с пустыми руками.