Ольга Ребро
Основными событиями прошедшей недели, имеющими принципиальное значение для внешней политики США, стали конференция по задачам американской политики в регионе Центральной Азии в Брукингском институте, подписание президентом нового указа в сфере борьбы с киберпреступностью, а также достижение базовых договоренностей и подписание предварительного соглашения по иранской ядерной программе.
ПРЕМИУМ
3 апреля 2015 | 23:00

Дайджест внешней политики США за неделю (27 марта - 2 апреля)

Основными событиями прошедшей недели, имеющими принципиальное значение для внешней политики США, стали конференция по задачам американской политики в регионе Центральной Азии в Брукингском институте, подписание президентом нового указа в сфере борьбы с киберпреступностью, а также достижение базоавх договоренностей и подписание предварительного соглашения по иранской ядерной программе.

Дискуссия о приоритетах США в Центральной Азии

31 марта в Брукингском институте состоялась конференция по политике США в Центральной Азии. На вопросы присутствующих отвечал заместитель госсекретаря Энтони Блинкен. По его словам, политика России на Украине заставляет страны региона насторожиться, что играет на руку Китаю и США. При этом в соперничестве с основными претендентами на влияние в регионе (среди таковых Блинкен отметил Россию, Китай, Иран и Турцию) своим конкурентным преимуществом Вашингтон считает проповедуемые им ценности демократии и прав человека:

«Я лично убежден, что Соединенные Штаты могут предложить то, что некоторые из этих стран предложить не в состоянии. Несмотря на то, что географически мы находимся далеко, мы приносим определенные практики ведения бизнеса – определенные ценности, определенные стандарты, что, на мой взгляд, проносит больше пользы населению, чем инвестиции и финансовые льготы. Но это не игра с нулевой суммой. И чем лучше мы сможем убедить другие страны повысить свои стандарты при вовлечении в Центральную Азию, тем больше выгоды получат жители региона и больше выгоды получим мы».

Несмотря на заявления о том, что США приветствуют развитие странами Центральной Азии со всеми своими соседями, настораживает активизация американских усилий в регионе в непосредственной близости от российских границ. При этом американские политики и чиновники заявляют, что США стоят за действиями протестных движений в разных регионах мира: Хиллари Клинтон говорила об этом накануне арабских волнений, а Виктория Нуланд признала, что с 1991 года США спонсировали развитие демократических институтов на Украине. В этой связи справедлив был комментарий одного из журналистов на встрече в Брукингсе:

«За последние два десятилетия мы разработали ряд программ и механизмов, которые используются нашими дипломатами и посольствами для продвижения гражданского общества, демократических выборов, свободы слова. А сейчас мы сталкиваемся с тем, что во многих этих странах сложилась такая атмосфера, что инициативы гражданского общества сворачиваются, общественные лидеры, которых мы готовили, подвергаются гонениям, журналисты «Радио Свобода» арестовываются».

Политика США по поддержке протестных движений в равной степени может быть направлена на сдерживание растущего влияния Китая, мощь которого Вашингтон надеется ограничить.

Показательно приведенное Блинкеном в назидание Пекину сравнение:

«В некотором смысле Китай сегодня напоминает мне Соединенные Штаты после Второй мировой войны. Тогда мы выходили на мировую арену в качестве новой великой державы, и руководство нашей страны сделало выбор, каким образом мы будем использовать нашу мощь. И мы решили писать правила, разрабатывать нормы, создавать институты, которые во многом ограничивали наши возможности, но они давали другим странам возможность быть услышанными и оставляли за ними возможность принимать решения по поводу будущего развития».

Новые меры по обеспечению кибербезопасности

1 апреля президент Барак Обама подписал указ, призванный стать очередным шагом на пути борьбы с киберпреступностью – одной из приоритетных задач на повестке дня текущей администрации. Данная мера позволит главе казначейства после консультаций с генеральным прокурором и госсекретарем накладывать финансовые санкции на отдельных индивидов или группы лиц за нанесение ущерба в ходе кибератак, которые, по словам президента, «представляют значительную угрозу национальной безопасности, внешней политике или экономическому и финансовому благополучию Соединенных Штатов».

По словам Майкла Даниеля, специального помощника президента по делам кибербезопасности, данный президентский указ позволит заполнить вакуум, когда преступников было невозможно преследовать дипломатическими или правоохранительными средствами. Особенно это касается стран, где законы в области кибер-безопасности недостаточно разработаны, а отношения с США не предполагают экстрадицию таких преступников.

Эксперты отмечают, что данная мера нанесет заметный удар по китайским компаниям, от экономического шпионажа которых пострадали некоторые американские компании.

Не случайно указ был подписан непосредственно после DDoS атаки на расположенную в США компанию GitHub, которую приписывают китайским хакерам.

Переговоры по ядерной программе Ирана

Основным достижением международной дипломатии на этой неделе стало подписание предварительного соглашения по иранской ядерной программе. После почти полутора лет напряженных переговоров, с неоднократным перенесением добровольно наложенных сроков, стороны смогли, наконец, достичь компромисса. Все стороны выразили готовность незамедлительно начать работу над составлением окончательного текста договора, подписание которого должно состояться до 30 июня.

В будущем договоре будет соблюдено важное для США условие о том, что Иран сократит свои технические возможности, которые позволяли ему создать атомную бомбу за 2-3 месяца с тем, чтобы теперь срок ее возможного изготовления составлял не менее одного года. Остался доволен и иранский министр иностранных дел: на заключительной конференции он отметил:

«Ни одна из согласованных мер не предполагает закрытия наших объектов. Народ Ирана, обладающий чувством собственного достоинства, никогда бы не согласились с этим».

Предвосхищая возможную критику как внутри страны, так и от международных партнеров, Барак Обама заверил, что параметры соглашения предполагают незамедлительное обнаружение любых возможных попыток Ирана нарушить договоренности.

Также он пообещал лично связаться с премьер-министром Израиля, ярым критиком соглашения, чтобы убедить его, что США по-прежнему привержены обеспечению безопасности Израиля.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

22 ноября 2016 | 14:00

Барак Обама не смог дать гарантии партнерам по АТЭС

18-20 ноября в Лиме состоялся очередной саммит АТЭС. Для президента США Барака Обамы встреча лидеров стран азиатско-тихоокеанского региона стала последней зарубежной командировкой в текущем статусе. Американскому лидеру не удалось предоставить партнерам Вашингтона о АТЭС гарантии продолжения работы над ТТП со стороны администрации Дональда Трампа.

30 октября 2015 | 13:00

Узоры персидского ковра: как Ирану стать региональным лидером

Иран мог бы действовать в обход США - совместно с Россией, заинтересованной в эффективной стабилизации Ближнего Востока и, в общем-то, занимающейся этой стабилизацией в Сирии. Проблема в том, что у Ирана и России, несмотря на внешнее согласие и совпадение интересов разное понимание слова «стабилизация». Иран жаждет ликвидации своих противников и хочет сам контролировать регион от Афганистана до Леванта. Москве же нужен баланс сил между всеми игроками региона.

21 марта 2016 | 23:00

Безопасность государств ОДКБ и ЕАЭС на фоне российско-турецкого кризиса

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев рассказал о своем видении причин вывода российских войск из Сирии, влиянии российско-турецкого кризиса на Южный Кавказ, перспективах ОДКБ и ЕАЭС, а также отношения России к сотрудничеству своих союзников Армении и Белоруссии с Европейским союзом.

6 апреля 2016 | 21:00

Перспективы Минского процесса и проблема признания Нагорного Карабаха

Пока «минский процесс» продолжается (и в какой стадии он сейчас, скоро станет ясно), идти на односторонние действия и признавать Нагорный Карабах до проведения юридически обязывающего референдума означает нарушение «базовых принципов», ответственность за которое однозначно возложат на Ереван. Бенефициарием от этого вряд ли возможно стать, а реальное взаимодействие Армении и НКР от этого не станет более крепким и содержательным. Издержки же очевидны. Конечно, это дало бы дополнительные козыри Баку не только на поле боя, но и на переговорах.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова