Агентство "Внешняя политика"
В то время как правительство национального единства в Ливии переходит к конкретным действиям, США пытаются найти для себя баланс между прямым вмешательством в его действия и полного отстранения от этого процесса. Текущая Администрация, уже поставившая точку в своих попытках замирить Палестину и Израиль, на этой неделе неохотно вернулась к данному вопросу. На фоне нового обострения российско-американских отношений по поводу укрепления НАТО в Восточной Европе в США появляются все новые голоса, призывающие прекратить рисовать образ врага, а просто сесть и поговорить.
ПРЕМИУМ
20 мая 2016 | 20:04

Дайджест внешней политики США за неделю (13-19 мая)

1. В то время как правительство национального единства в Ливии переходит к конкретным действиям, США пытаются найти для себя баланс между прямым вмешательством в его действия и полного отстранения от этого процесса.

2. Текущая Администрация, уже поставившая точку в своих попытках замирить Палестину и Израиль, на этой неделе неохотно вернулась к данному вопросу и поддержала инициативу Франции.

3. На фоне нового обострения российско-американских отношений по поводу укрепления НАТО в Восточной Европе в США появляются все новые голоса, призывающие прекратить рисовать образ врага, а просто сесть и поговорить.

 

Министерская встреча по Ливии

16 мая министерская встреча в Вене по Ливии ознаменовала переход к новому этапу восстановления порядка в стране. После непростого возвращения в Триполи правительства национального единства (ПНЕ) 30 марта, и полутора месяцев налаживания функционирования государственных органов, сегодня настает время конкретных действий.

Одной из самых насущных проблем, стоящих перед ПНЕ, является борьба с ИГ, в связи с чем участники встречи (21 страна и 4 организации) выразили готовность полностью поддержать снятие некоторых санкций, что позволит поставку летального оружия и материалов для борьбы с террористическими организациями. Выступая на пресс-конференции по завершении встречи, Джон Керри подчеркнул, что делать это надо будет крайне осторожно:

«Все запросы (ПНЕ на поставку оружия) будут сопровождаться мерами по усилению контроля, чтобы предотвратить попадание вооружений людям, не подчиняющимся ПНЕ. Нам надо будет найти этот деликатный баланс. Но мы все сегодня выступили в поддержку того факта, что если имеется легитимное правительство и это легитимное правительство ведет борьбу с терроризмом, то оно не должно становиться заложником действий ООН, которая все это время как раз и ждала (такого момента)».

Помимо поставки вооружений США готовы оказать помощь в обучении сил специального назначения и других, прошедших проверку, воинских подразделений, которые примут участие в борьбе с ИГ.

При этом сам Вашингтон в случае с Ливией пытается учесть предыдущие ошибки и найти правильный баланс между односторонними действиями (которые привели к ливийскому кризису) и передачей контроля над ситуацией местным властям (что обеспечило успех ИГ в Ираке).

С одной стороны, Госдепартамент не устает подчеркивать, что полностью полагается на местные силы. С другой, говорит, что готов действовать в одностороннем порядке, если речь идет об угрозе безопасности США. Поиск этого баланса хорошо демонстрирует полное противопоставлений высказывание Джона Керри:

«Соединенные Штаты готовы оказать гуманитарную, экономическую и военную помощь новому ливийскому правительству, если оно об этом попросит. Но и речи не идет о размещении войск. При этом я хотел бы подчеркнуть один факт: президент Обама уже действовал и будет действовать решительно, если посчитает, что это необходимо для защиты национальных интересов США. Но в данный момент не поступало запросов (от ПНЕ) на проведение какой бы то ни было интервенции. Сейчас мы просто пытаемся помочь Ливии развить собственную способность отвечать на вызовы безопасности внутри страны».

Ближневосточное урегулирование

19 мая после встречи с министров иностранных дел Франции и США в Брюсселе был положен конец спекуляциям по поводу участия США в конференции, призванной возобновить процесс ближневосточного урегулирования. После длительного молчания и переноса даты конференции с 30 мая на 3 июня (чтобы избежать накладок в расписании Джона Керри) Вашингтон сообщил о своем участии.

Франция – инициатор нового раунда – в январе предложила начать с международной конференции по проблеме палестино-израильского конфликта без участия самих конфликтующих сторон. Предполагалось, что на данной конференции будут представлены около 20 стран, которые обсудят параметры уже непосредственных переговоров переговоров, намеченных на конец года.  Палестина предложение поддержала, Израиль – нет, заявив, что «лучшим способом разрешения конфликта между Израилем и Палестиной являются прямые двусторонние переговоры». Учитывая такую позицию Израиля и молчание Вашингтона, про инициативу на некоторое время забыли.

Тем не менее, молчание США, которые не подтверждали своего участия, ссылаясь на загруженное расписание госсекретаря, оказалось довольно красноречивым. Еще в марте Барак Обама официально поставил точку в попытках своей Администрации разрешить конфликт:

«Я должен признать, что мне не удалось ничего сделать. Я не думаю, что что-то произойдет в следующие девять месяцев. (Процесс урегулирования) тянется уже 60 лет, и следующие 9 месяцев не станут решающими».

Единственное, что оставалось в планах текущего руководства – это придать достигнутым договоренностям последнего раунда переговоров 2014 года юридическую форму (например, резолюции СБ ООН), чтобы они не канули в лету с приходом нового президента. В этой связи предложение Франции по выработке новых принципов не совсем вписывалось в планы США, считает Дэвид Миллер, научный сотрудник Центра Вильсона:

«Как минимум до ноября не стоит ожидать особой активности со стороны США в мирном процессе. (У Администрации) свои взгляды на пути разрешения ближневосточного конфликта, которые они планировали изложить в ближайшие месяцы».

Особое отношение США к ближневосточному процессу отметил и эксперт из Вашингтонского института по ближневосточной политике Гаит аль-Омари:

«У безынициативности США есть как минимум две причины. Во-первых, американцы всегда крайне неохотно участвовали в мероприятиях по мирному урегулированию, которые организовывали не они. Во-вторых, Вашингтон еще сам не до конца определился, хочет ли он предпринимать какие-то действия в ближайшем будущем».

Тем не менее, на этой неделе, после целого ряда телефонных переговоров и двусторонних встреч, США все-таки поддержали инициативу Франции. Этому предшествовало как минимум два обстоятельства. Во-первых, изменилась риторика Парижа, который отказался от признания Палестины в качестве условия для начала переговоров, хотя еще в январе угрожал сделать это в одностороннем порядке, если Израиль откажется от участия. Во-вторых, с неожиданной поддержкой выступил президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, который предложил «сделать все от него зависящие» в роли посредника между сторонами.

Именно изменение форматов мероприятия и участие египетского президента подчеркнул Керри, отвечая на вопросы журналистов 19 мая:

«Мы постоянно обсуждаем с французскими коллегами о том, каким образом это должно работать, в каком виде, какие могут быть результаты. Также Египет будет играть очень важную роль в этом процессе, и я с радостью воспринял решение президента ас-Сиси».

Однако, озвучив полную поддержку мирному урегулированию, он попытался снизить возможные ожидания:

«Нельзя принуждать людей садиться за стол переговоров, и мы не стремимся к этому. Все что мы хотим, это заставить стороны увидеть, что выход из ситуации возможен, чтобы они осознали, что мирное сосуществование реально».

Противостояние России и НАТО в восточной Европе

Открытие 12 мая базы ПРО в Румынии и закладка аналогичной в Польше сопровождалось уже обычными заверениями США в оборонительном характере этой системы, которая просто физически не может быть использована против России, и вызвала уже обычное недовольство и обещание ответных мер со стороны России. Учитывая, что в преддверии июльского саммита НАТО в Варшаве США всерьез занялись подготовкой должной атмосферы, можно предположить, что это далеко не последний повод для подобного обмена резкими заявлениями, которые в ближайшие полтора месяца будут только учащаться.

Тем не менее, как показала практика, во время каждого подобного периода в американо-российских отношениях, за которым следует целая серия статей о начале «новой холодной войны», появляются все новые авторитетные голоса, которые призывают уже перестать бряцать оружием. В этот раз к ним добавился бывший министр обороны (2013-2015) Чак Хейгел, который 10 мая ответил на вопросы журналистов в Атлантическом Совете.

«Как бы неприятно это ни звучало, но мы достаточно хорошо знаем президента (Владимира) Путина, чтобы понимать, что он предпочитает общаться напрямую с лидерами других государств. У России огромные внутренние проблемы. Мы знаем это. Мы понимаем это. И они не смогут долгое время нормально функционировать в текущем режиме. Но тем временем может быть нанесен значительный урон всему миру, и пока не начнется прямой диалог между лидерами, то будут продолжаться разговоры об опосредованном противостоянии».

Отвечая на вопрос о растущем присутствии войск НАТО на востоке, он заметил, что само по себе, оно не несет ничего угрожающего для России, однако подобные меры «могут иметь эффект центрифуги, под действием которой ты, незаметно для себя, окажешься в ситуации, которой хотел избежать».

В качестве пояснения, Хейгел добавил, что Россия и США, отвечая на действия друг друга, наращивают военное присутствие без какой-либо долгосрочной стратегии:

«Мы продолжаем укреплять восточный фронт: больше батальонов, больше учений, больше кораблей – и Россия будет отвечать, также не осознавая, куда это ведет.  Я не думаю, что мы видим здесь пример стратегического мышления. Это реакция на тактическом уровне. Мы рикошетом перескакиваем от одного кризиса к другому».

В отличие от Хейгла, журнал «Политико» увидел в росте антироссийской риторики внутриполитические причины, а именно борьбу за оборонный бюджет, обсуждение которого в Конгрессе сегодня в самом разгаре. Наиболее красочно их описал один из опрошенных сотрудников Пентагона:

«Это все алармистские настроения, свойственные армии. Эти ребята хотят убедить нас, что эти русские все по три метра ростом. У меня есть другое объяснение: армии нужно объяснить свое существование и откусить большие кусок от бюджета. И лучший способ это сделать – нарисовать такую картинку, где русские наступают на нас со всех сторон. Что за чепуха».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

21 мая 2015 | 09:00

Феномен Си: Чем нынешний глава КНР отличается от своих предшественников

Си Цзиньпин пришел к власти в непростой для КНР момент. Темп экономического развития страны замедляется, коррупционные скандалы подтачивают авторитет Компартии, а США объявили о начале реализации концепции «возвращения в Азию», что многие в Китае восприняли как намерение Вашингтона сдержать его рост. Ответить на все эти вызовы предстояло молодому по меркам китайской элиты и харизматичному лидеру.

9 февраля 2016 | 21:00

Напряженность в российско-польских отношениях: Конфликт с Россией как попутный ветер

Последнее время в российской повестке стало много Польши. Скандал с перевозчиками, снос памятника Черняховскому, возобновление расследования катастрофы с самолетом Качинского, оскорбительное интервью с Мединским. Польша обречена быть застрельщиком против России, и, в общем, даже совсем не против такой роли.

7 июля 2014 | 19:28

Истоки возвышения Исламского государства Ирака и Леванта на Ближнем Востоке

ИГИЛ является порождением не столько «Арабской весны», сколько ситуации, возникшей в результате недальновидной политики США и ряда региональных игроков в Сирии. Эта организация действует независимо и последствия ее действий в Сирии и Ираке коснутся всего региона.

17 июля 2015 | 12:04

«Идея поделить мир между США и Китаем умерла сама собой»

БРИКС – это в основном молодые государства, относительно недавно заявившие о себе: Индия – с 1947 года, Китай – с 1949-го. Все они, каждое по-своему, в свое время прошли период евроатлантического романтизма, когда эти государства были готовы к односторонним уступкам Западу. Да и сейчас нельзя сказать, что, скажем, Индия не приветствует диалог с Западом. Просто это уже не прежняя «слепая любовь».

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова