Ольга Ребро
Сенат США подготовил единый законопроект, призванный усложнить отмену уже существующих санкций против России. Слушания в Конгрессе с участием Рекса Тиллерсона по предлагаемому президентом сокращению бюджета Госдепартамента переросли в обсуждение внешней политики новой администрации, у которой нашлись как сторонники, так и критики. Новый поход к выстраиванию отношений с Кубой призван повернуть вспять действия предыдущей администрации. 
ПРЕМИУМ
16 июня 2017 | 09:27

Дайджест внешней политики США (9-15 июня)

0 У вас осталось просмотров
Увеличить количество просмотров

1. Постоянно звучащие угрозы законодателей об ужесточении санкций в отношении России на прошедшей неделе вылились в практические действия. Сенаторы решили объединить все выдвинутые инициативы в единый законопроект, призванный усложнить отмену уже существующих санкций и обязать президента ввести новые.

2. Слушания в Конгрессе с участием Рекса Тиллерсона по предлагаемому президентом сокращению бюджета Госдепартамента переросли в обсуждение внешней политики новой администрации, у которой нашлись как ярые сторонники, так и непримиримые критики. Первые отметили, что США, наконец, стали продвигать собственные интересы, а не интересы всего мира. Вторые заявили, что такие кардинальные изменения ведут к дестабилизации международной обстановки.

3. Новый поход к выстраиванию отношений с Кубой является реализацией предвыборных обещаний Трампа и призван повернуть вспять действия предыдущей администрации. Если Обама надеялся, что налаживание связей с США естественным путем приведет к демократизации режима, то Трамп, отмечая отсутствие результатов данной политики, планирует оказать давление на государственный сектор кубинской экономики для стимулирования развития частного бизнеса.

Антироссийские санкции

13 июня межпартийная группа законодателей сообщила о достигнутом компромиссе относительно «ужесточения и расширения» текущих санкций в отношении России. Законопроект был внесен на рассмотрение Сената 12 июня в качестве поправки к уже обсуждаемому биллю о новых санкциях против Ирана. В четверг объединенный законопроект был поддержан сенаторами практически единогласно: 98 голосов «за» и 2 «против».

Законодатели, опасающиеся «оттепели» в отношениях с Россией после избрания Дональда Трампа, начали предпринимать соответствующие действия еще до инаугурации. 10 января сенаторы Бен Кардин (дем., Мериленд) и Джон Маккейн (респ., Аризона) предложили законопроект «Акт о противостоянии российской агрессии», направленный на превращение существующих президентских указов о санкциях в закон, а также наказание России за вмешательство в выборы США. Появившиеся в феврале сообщения о том, что президент поручил провести ревизию санкций на вопрос их потенциальной отмены, побудили очередной виток активности конгрессменов, и 8 февраля группа сенаторов выступила с новым законопроектом - «Актом по пересмотру санкций в отношении России», который обязывал бы президента для отмены санкций заручиться согласием Конгресса.

До конца мая эти инициативы находились в замороженном состоянии во многом из-за позиции руководителя сенатского комитета по международным делам Боба Коркера (респ., Теннесси). Разрабатывая альтернативный законопроект, направленный на борьбу с влиянием России в Европе, Коркер предлагал подождать с санкциями, чтобы, с одной стороны, не сковывать руки новой администрации в выстраивании диалога с Москвой, с другой – дождаться окончания расследования вмешательства России в американские выборы. Однако 25 мая Коркер обвинил Москву в сознательном подрывании американских интересов в Сирии и дал понять, что больше не планирует препятствовать законопроектам.

В результате недельного обсуждения сенаторы решили объединить существующие инициативы в один законопроект, направленный на реализацию двух целей. Первая («Акт от 2017 года о пересмотре санкций в отношении России») предусматривает кодификацию и внесение поправок в уже существующие санкции и направлена на осложнение их отмены. В частности, после вступления в силу данного законопроекта президент будет обязан сообщить Конгрессу причины для отмены санкций, после чего у законодателей будет 30 дней, чтобы с ними ознакомиться и согласиться или не согласиться с решением президента. В случае несогласия Конгресса, президенту будет запрещено отменять санкции. Кроме этого, ужесточается текст «Акта от 2014 года в поддержку свободы Украины» и «Акта от 2014 года о суверенитете, целостности, демократии и экономической стабильности Украины»: «разрешение» вводить санкции будет заменено на «обязанность» президента вводить санкции против обозначенных в этих законах секторов российской экономики, если это не противоречит национальным интересам США.

Вторая цель («Акт от 2017 года о противостоянии Российскому влиянию в Европе и Евразии») заключается в усилении давления на Россию. Данный закон предписывает президенту ввести новые санкции против российских граждан, серьезно нарушающих права человека, участвующих в поставках оружия режиму Асада, занимающихся вредоносной деятельностью в кибер-пространстве по поручению российского правительства, сотрудничающих с оборонными предприятиями и разведкой и уличенных в коррупции и противоправных действиях при приватизации государственной собственности. Существующие секторальные санкции в области финансов и энергетики будут ужесточены, а также будут добавлены санкции в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых, металлургия, грузоперевозки и железнодорожный транспорт. Отдельно накладываются ограничения на экспорт энергоресурсов, что уже вызвало резкую реакцию со стороны Берлина и Вены, опасающихся, что это может помешать строительству газопровода «Северный поток 2». Также «Акт о противостоянии» увеличивает средства на борьбу с «российской пропагандой» в Центральной и Восточной Европе.

После одобрения законопроекта обеими палатами Конгресса, он отправится на подпись президенту, от решения которого, впрочем, мало что будет зависеть. Боб Коркер в понедельник заметил, что будет «поражен», если не наберется достаточного количества голосов, чтобы преодолеть президентское вето. При этом он посоветовал Трампу хорошо подумать, прежде чем идти против подавляющего большинства конгрессменов. Белый дом пока отказался от комментариев, заявив, что будет ждать окончательной версии законопроекта после того, как он преодолеет Палату представителей.

Слушания в комитетах по международным делам с участием Рекс Тиллерсона

На прошедшей неделе состоялась серия слушаний в комитетах Конгресса, на которых главы министерств попытались защитить предложенный президентом вариант бюджета. Как заметил сенатор Роберт Менендез, «слушания по бюджету редко когда касаются бюджета». В некоторых случаях (например, во время обсуждения финансирования разведсообществ) законодатели все время посвятили выяснению связей окружения Трампа с Россией. В других – конгрессмены сосредоточились на определении основных направлений политики администрации. К числу последних относились и слушания в комитетах по международным делам Сената и Палаты представителей с участием госсекретаря Рекса Тиллерсона.

В ответ на критические замечания относительно предлагаемого сокращения бюджета министерства Тиллерсон отвечал призывам не оценивать эффективность работы Госдепартамента объемом финансирования. При этом он заметил, что речь идет о приведении бюджета Госдепартамента, выросшего с 2007 года на 60%, к «нормальному» уровню. Единственным, кто поддержал эту мысль, стал Дейна Рорабакер (респ., Калифорния), отметивший, что такой рост расходов за последние восемь лет не привел к более спокойному и безопасному миру. Позицию подавляющего большинства озвучил Боб Коркер, назвав обсуждение предлагаемого президентом бюджета пустой тратой времени.

Значительная часть слушаний была посвящена обсуждению роли США в мире. Данный вопрос разделил законодателей на два лагеря. Одни (например, сенатор Крис Мерфи и члены палаты представителей Грегори Микс и Джерри Коннелли) отметили, что и сама политика «Америка первая» и ее реализация, которая сопровождается противоречивыми сообщениями министерств и администрации, вызывает обеспокоенность союзников, снижает предсказуемость поведения США и ведет к дестабилизации международной обстановки. Им Тиллерсон отвечал, что «Америка первая» не означает «Америка в одиночестве», а заявления глав государств (в частности, Ангелы Меркель) о необходимости «делать больше» являются положительным результатом обращенных к ним призывов со стороны Вашингтона. Другие (например, сенатор Джеймс Риш), напротив, положительно оценили решительность и активность нового руководства в противоположность «бездействию, прикрытому лидерством из-за спины» администрации Обамы.

Также часто звучал вопрос о ядерной программе Северной Кореи, а именно, отсутствие результатов проводимой политики. Защищая выбранный подход, предусматривающий постепенное наращивание давления на КНДР, Тиллерсон заметил, что в настоящее время Госдепартамент находится на грани перехода к следующему этапу и рассматривает возможность введения вторичных санкций против компаний, нарушающих резолюции ООН.

На фоне готовящегося законопроекта по санкциям, большое внимание было уделено и политике в отношении России. Несмотря на то что, по словам Боба Коркера, разработка новых санкций проходила при регулярных консультациях с Госдепартаментом, Тиллерсон позволил себе не согласиться с сенаторами:

«Как я уже говорил в личных беседах со многими из вас, нам бы хотелось иметь некоторую свободу действий в увеличении давления на Россию. Мы открыли каналы взаимодействия по Сирии и Украине, и было бы нежелательно, чтобы они захлопнулись».

Более того, отвечая на вопрос члена палаты представителей Элиота Энгела, госсекретарь неожиданно изменил традиционную формулировку, что снятие санкций зависит от реализации Минских соглашений:

«Важно сохранять гибкость для достижения целей, поставленных в Минских соглашениях. Очень возможно, что правительства России и Украины достигнут удовлетворительного результата не в рамках минского процесса, но посредством какого-то иного механизма, позволяющего реализацию целей Минских соглашений. Поэтому я бы хотел быть осторожным с привязкой нашей позиции к Минску».

На следующий день заявление Тиллерсона спровоцировало вопросы удивленных журналистов о возможности отказа от минского формата. Отвечая на них, пресс-секретарь Госдепартамента осторожно заметила:

«Мы остаемся приверженными Минским соглашениям. Но мы не удовлетворены отсутствием прогресса в реализации этих соглашений. Наша цель в данном вопросе остается неизменной: достижение мира. Этого не происходит. Нас глубоко беспокоит сложившаяся ситуация. Если стороны самостоятельно достигнут какого-то соглашения, которое их устроит и которое будет выполняться, я думаю, что мы будем рады его поддержать».

Разворот политики в отношении Кубы

Между тем Дональд Трамп продолжает выполнять предвыборные обещания и поворачивать вспять инициативы предыдущей администрации. На этот раз речь идет о пересмотре политики сближения с Кубой, начало которому было положено в декабре 2014 года. Директива президента, переданная СМИ в четверг накануне официального заявления, постановляет «предотвратить перевод финансовых средств из США режиму, не соответствующему самым минимальным требованиям свободного и справедливого общества».

Во время избирательной кампании позиция Трампа по данному вопросу претерпела значительные изменения. Если в 2015 году он назвал пятьдесят лет эмбарго «достаточным сроком», то ровно через год Трамп кардинально пересмотрел свои взгляды в надежде одержать победу в «подвешенном» штате Флориде, где проживает довольно много кубинских беженцев, осудивших сближение с Гаваной в отсутствие уступок со стороны кубинского правительства. Именно на необходимость исполнить обещание ссылается официальное заявление Белого дома:

«Решение президента Трампа основано на твердом убеждении, что требования людей, бежавших из Кубы, являются верными и справедливыми. Ранее было непонятно, сработает ли подход, выбранный Обамой. Сегодня ни у кого не остается сомнений, что это не работает».

И тем не менее, данное решение может оказаться довольно спорным. Опросы общественного мнения показывают, что 75% американцев поддерживают размораживание отношений. Американский бизнес активно начал осваивать кубинский рынок. Налаженное ежедневное прямое авиасообщение привело к резкому росту кубинского направления в американской туристической индустрии. Более того среди законодателей, традиционно разделенных пополам по кубинскому вопросу (что до сих пор мешало официальной отмене эмбарго), в последнее время наметился рост про-кубинских настроений: в конце мая 55 сенаторов предложили законопроект по отмене всех ограничений на поездки на Кубу.

Предвосхищая волну критики, сенатор из Флориды Марко Рубио, активно участвовавший в разработке новой политики, отметил, что принимаемые меры будут нацелены не на изоляцию Кубы, а на стимулирование внутренних перемен: «Группы, поддерживающие вовлечение, указывают на рост небольших частных предприятий в качестве главного аргумента в защиту текущей политики. Но наш новый подход как раз это и учитывает. Частный бизнес окажется в более выигрышной ситуации, потому что американцам будет запрещено платить за услуги, предоставляемые государственными монополиями».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

10 ноября 2016 | 13:35

Презентация доклада о профессиональных профилях Дональда Трампа и Хиллари Клинтон

7 ноября агентство «Внешняя политика»  провело презентацию аналитического доклада «Следующий президент США: профессиональные профили Хиллари Клинтон и Дональда Трампа».

14 июля 2014 | 20:17

Не путать причину и следствие: американские оценки военной стратегии России

Москва не ставит под угрозу жизненные интересы США и сотрудничает по большинству ситуаций, где у Вашингтона есть интерес. Однако США наперед просчитывают ситуации, в которых Москва может напрямую столкнуться с ними по важному вопросу.

14 февраля 2015 | 10:00

Бесконечный спор: Почему в российско-польских отношениях все так сложно

После подавления нацистами Варшавского восстания город был уничтожен полностью и выглядел приблизительно так же, как советский Сталинград. Любые рациональные доводы, объясняющие невозможность поддержки повстанцев Советской армией, не будут приняты в расчет. Это часть национального предания, которое важнее, чем сухой факт потери во Второй мировой войне порядка 20 процентов населения. В свою очередь в России с грустью будут думать о неблагодарности поляков, как и всех прочих славян, за которых мы заступались последние три столетия.

13 января 2017 | 12:55

Анонс: презентация доклада о профессиональном профиле Дональда Трампа в Валдайском клубе

18 января на дискуссионной площадке клуба «Валдай» состоится экспертная дискуссия «Дональд Трамп: профессиональный профиль нового президента США», в рамках которой пройдёт презентация одноимённого Валдайского доклада.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.