Ольга Ребро
США согласились на смягчение новой резолюции СБ ООН в отношении КНДР, чтобы заручиться поддержкой России и Китая. В ответ на просьбу Кувейта к процессу урегулирования ситуации вокруг Катара на прошедшей неделе подключился лично Дональд Трамп. Демонстрируя решительный настрой в деле реформирования миграционной системы как международной, так и внутренней аудитории, администрация применила редко используемый инструмент «визовых санкций».
ПРЕМИУМ
15 сентября 2017 | 10:26

Дайджест внешней политики США (8 - 14 сентября)

1. США согласились на смягчение новой резолюции СБ ООН в отношении КНДР, чтобы заручиться поддержкой России и Китая, которые, однако, все чаще становятся объектом критики конгрессменов, недовольных отсутствием результатов в деле усиления давления на Пхеньян.

2. В ответ на просьбу Кувейта к процессу урегулирования ситуации вокруг Катара на прошедшей неделе подключился лично Дональд Трамп. Несмотря на обещания быстрого разрешения конфликта, первые попытки американского президента оказались безуспешными.

3. Демонстрируя решительный настрой в деле реформирования миграционной системы как международной, так и внутренней аудитории, администрация применила редко используемый инструмент «визовых санкций» в отношении ряда государств, отказывающихся принимать своих граждан, подлежащих депортации из США.

Новые санкции СБ ООН против Северной Кореи

В понедельник Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2375, ужесточающую санкционный режим в отношении КНДР. Успех голосования стал возможен после того как США пошли на уступки Китаю и России, которые потребовали смягчить ряд положений, содержащихся в изначальном проекте резолюции Вашингтона.

В частности, личные санкции против северокорейского лидера были заменены на ограничения деятельности некоторых («самых важных») структур Трудовой партии Кореи, а также были смягчены формулировки в пункте, касающемся досмотра судов, подозреваемых в транспортировке запрещенных товаров: первоначальный вариант резолюции предлагал разрешить применение «всех необходимых мер» для их задержания, что подразумевает использование вооруженной силы. Кроме этого, вместо полного запрета импорта нефти, вводится потолок в 2 млн. баррелей в год на нефтепродукты, и полностью запрещаются поставки в КНДР газовых конденсатов. Неизменным остался пункт об эмбарго на импорт северокорейской текстильной продукции и запрет на найм северокорейских рабочих. Наконец, принятая резолюция содержит слова о необходимости разрешения кризиса «мирными, дипломатическими и политическими средствами», что лежит в основе совместной российско-китайской инициативы по урегулированию ситуации.

Официальные комментарии Вашингтона после голосования носили противоречивый характер. С одной стороны, в них всячески подчеркивался успех в дальнейшем усилении давления на КНДР, а также широкая поддержка проводимой политики со стороны международной общественности (особенно Китая и России). С другой – звучало недовольство слишком медленными темпами усиления этого давления. «За месяц нам удалось добиться единодушия по двум резолюциям СБ ООН. Это говорит о том, что весь мир действует сообща. Мы этим очень довольны. (Резолюция) имеет огромное значение, - заметила во вторник пресс-секретарь Госдепартамента, однако чуть позже она добавила, - Мы еще не достигли потолка в вопросе санкций против КНДР. Можно сказать, мы находимся ближе к полу. Нам предстоит сделать еще очень много на данном направлении».

Уступчивость США в вопросе принятия новой резолюции американские официальные лица, с которыми пообщались журналисты «Нью-Йорк Таймз», объяснили тем фактом, что действие через ООН является лишь одной из составных частей общей политики. Главная задача резолюций ООН – продемонстрировать международную изоляцию Северной Кореи, в то время как основными инструментами американкой политики давления на Пхеньян остаются угроза применения силы, непубличные дипломатия, а также обеспечение выполнения уже принятых санкций, в первую очередь, со стороны Китая и все чаще упоминаемой вместе с ним России.

Последнее стало главной темой состоявшегося во вторник слушания в комитете по международным делам Палаты представителей. Выступившие на нем представители Госдепартамента (Сьюзан Торнтон) и Министерства финансов (Маршалл Биллингзли) продемонстрировали конгрессменам спутниковые фотографии, доказывающие участие Китая и России в нарушении санкционного режима. В ответ на это законодатели, не скрывая раздражения медленными темпами действия администрации, попытались принудить представителей министерств описать хоть какие-то конкретные дальнейшие шаги по принуждению Китая и России. Биллингзли, подчеркивая необходимость осторожности в данном вопросе (поскольку действия, например, против крупных китайских банков могут иметь серьезные последствия для американской экономики), все-таки отметил, что администрация «предупредила» Пекин: такие санкции последуют, если не будет продемонстрировано ощутимых результатов «в самые короткие сроки».

Новые попытки США разрешить кризис вокруг Катара

8 сентября к усилиям по устранению противоречий между Катаром и Саудовской Аравией (и примкнувшими к ней ОАЭ, Бахрейном и Египтом) подключился лично американский президент, проведя отдельные телефонные переговоры с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом, наследным принцем Абу-Даби Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном и эмиром Катара шейхом Тамимом бен Хамадом Аль Тани.

Данная инициатива последовала после того, как 7 сентября Белый дом посетил эмир Кувейта Сабах аль-Ахмед аль-Джабер аль-Сабах, взявший на себя функции главного посредника в урегулировании конфликта. На совместной пресс-конференции по итогам визита Дональд Трамп заметил:

«Если я смогу быть полезен в качестве посредника между Катаром, ОАЭ и Саудовской Аравией, я буду рад это сделать. Я думаю, мы очень быстро сможем договориться».

Первые результаты показались многообещающими. В пятницу состоялся первый за время кризиса прямой разговор между Дохой и Эр-Риядом, после чего Катар опубликовал официальное сообщение, в котором «поприветствовал предложение» Саудовской Аравии назначить послов для начала прямых переговоров. Однако надежды растаяли уже на следующий день, когда Эр-Рияд предложил свою версию состоявшихся переговоров, обвинив при этом Катар в искажении фактов и заявив, что диалог между странами будет остановлен.

Ранние заявления Дональда Трампа в отношении ситуации вокруг Катара вызывают вопросы относительно его непредвзятости в роли посредника. Если глава Пентагона Джим Мэттис специально посетил Катар, чтобы выразить ему поддержку, глава Госдепартамента Рекс Тиллерсон попробовал оставаться нейтральным, лично предприняв в июле попытку наладить диалог между сторонами, то президент США не скрывал своих симпатий в отношении Саудовской Аравии, неоднократно обвиняя Катар в «спонсировании терроризма». «Если спонсирование терроризма не будет прекращено, я не хочу, чтобы примирение вообще состоялось», - заметил американский президент 7 сентября.

«Визовые санкции» как инструмент борьбы с нелегальной миграцией

На прошедшей неделе Госдепартамент подключился к реализации одного из ключевых направлений политики текущей администрации – борьбе с нелегальными мигрантами. В среду США прекратили выдачу виз некоторым категориям граждан Камбоджи, Эритреи, Гвинеи и Сьерра-Леоне.

Согласно заявлению Министерства внутренней безопасности, Служба по миграционному и таможенному надзору США была вынуждена выпустить на свободу «тысячи опасных преступников», поскольку американское законодательство запрещает держать в заключении нелегальных мигрантов, если их депортация в ближайшие шесть месяцев маловероятна. Претензия же к правительствам обозначенных стран заключается в том, что они отказываются предоставить таким лицам документы, необходимые для международных поездок.

Действия по принуждению «несговорчивых» («recalcitrant») правительств были санкционированы в одном из первых президентских указов Дональда Трампа. В результате проведенной проверки Министерство внутренней безопасности в июле отнесло к данной категории 12 стран: Китай, Куба, Вьетнам, Лаос, Иран, Камбоджа, Мьянма, Марокко, Гонконг, Южный Судан, Гвинея и Эритрея. В августе к обсуждению данного вопроса подключился Госдепартамент, и было принято решение применить «визовые санкции» в отношении трех из них и добавить ранее не входящую в список страну – Сьерра-Леоне.

«Визовые санкции» как инструмент борьбы с нелегальной миграцией разрешен американским законодательством, однако используются крайне редко (дважды за последние 15 лет) из-за опасений ответных мер против американских дипломатических сотрудников. В данном случае прекращение выдачи виз, по словам Томаса Хоумана, исполняющего обязанности главы Службы по миграционному и таможенному надзору, должно послать сигнал всем государствам, включенным в список, о решительном настрое США.

Однако данный шаг направлен и на внутреннюю аудиторию, учитывая разгорающиеся дебаты вокруг масштабной миграционной реформы. Споры ведутся по трем основным вопросам: укрепление безопасности границ (называемое в народе «строительство стены»), изменение правил легальной миграции в пользу высококвалифицированной рабочей силы, а также определение судьбы нелегальных мигрантов и, особенно, т.н. «дримеров» (детей незаконных мигрантов, которые не имеют легального статуса в США, хотя прожили в стране всю свою сознательную жизнь). Барак Обама в свое время попытался защитить последних от депортации посредством президентского указа, который Дональд Трамп на прошлой неделе «временно приостановил» на шесть месяцев, по истечении которых указ будет полностью отменен, если Конгресс не примет соответствующего закона.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

4 августа 2017 | 11:21

Дайджест внешней политики США (28 июля - 3 августа)

На фоне эскалации кризиса в Венесуэле Вашингтон всерьез задумался о возможности экономических санкций в отношении нефтяного сектора венесуэльской экономики. Подписание Дональдом Трампом закона о санкциях и «уравнивание» Россией численности работников диппредставительств, хоть и не привели к обострению отношений, символизировали бессилие Белого дома в налаживании диалога и наступившее в Москве осознание этого факта. В Брукингском институте состоялась дискуссия между Майклом О’Хэнлоном, предлагающим отказаться от принципов, оставшихся со времен холодный войны, и Стивеном Пайфером, не считающим, что какие-либо договоренности с Москвой в ближайшее время будут возможны.

8 декабря 2016 | 22:00

Процесс распада СССР не завершен спустя четверть века после Беловежских соглашений

25 лет назад прекратил свое существование СССР. На политической карте мира появилось 15 новых государств, которые начали выстраивать свой путь в национальном строительстве и международной легитимации. Этот процесс зачастую протекал неравномерно и сопровождался болезненными трансформациями.

20 марта 2014 | 17:02

Российско-турецкое сближение и его международные последствия

С начала 2000-х годов российско-турецкие отношения развиваются стремительно. Основой двустороннего сотрудничества является экономика. Российско-турецкое сближение усиливается и это начинает влиять на региональную ситуацию на Кавказе и в бассейне Черного моря.

26 мая 2017 | 11:05

Дайджест внешней политики США (19-25 мая)

Первая часть зарубежного турне Дональда Трампа включала посещение Саудовской Аравии, Израиля и Ватикана, что администрация совместила с продвижением своего видения архитектуры безопасности Ближнего Востока. Вторая часть поездки была посвящена общению руководством ЕС и главами государств-членов НАТО – и прошла в довольно прохладной обстановке. Опубликованный администрацией проект бюджета на следующий год получил ироничное прзвище «Робин Гуд наоборот».

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова