1. Вторая часть «миротворческого турне» Джона Керри была посвящена кризисам на Ближнем Востоке. Если переговоры в Саудовской Аравии увенчались конкретным планом действий в отношении мирного урегулирования ситуации в Йемене, то встреча с Сергеем Лавровым в Женеве по поводу сирийского кризиса стала лишь еще одним шагом «на пути сокращения взаимного недоверия».
2. На прошедшей неделе Индия пошла на углубление сотрудничества с США в области обороны (заключив соглашение по логистическому обмену) и региональной безопасности (поддержав американскую позицию по свободе судоходства в Южно-Китайском море), однако оставила решение экономических вопросов до следующей администрации.
3. США, стирая пережитки холодной войны в отношениях с Кубой, «забыли» о миграционных преференциях в отношении кубинских беженцев, что за последний год привело к обострению проблемы нелегальной миграции в ряде латиноамериканских стран и вынудило их на этой неделе призвать Госдепартамент предпринять срочные меры.
«Миротворческая миссия» Джона Керри на Ближнем Востоке
Обсудив проблемы урегулирования ситуации в Южном Судане и Сомали со своими африканскими коллегами, американский госсекретарь продолжил свое «миротворческое турне» в Саудовской Аравии (24-25 августа), где попытался согласовать новый подход к мирному урегулированию ситуации в Йемене, и, наконец, завершил его в Женеве (25-28 августа), где провел очередные многочасовые переговоры с российским министром иностранных дел.
Ситуация в Йемене, казалось, стабилизировавшаяся после заключения в апреле перемирия между хуситами и находящимся в Саудовской Аравии правительством, в начале августа вновь накалилась. В результате этого, 6-го августа специальный посланник ООН по Йемену объявил о приостановке мирных переговоров, до тех пор, пока не будет «найден устойчивый план по выходу из конфликта».
Встретившись со своим саудовским коллегой и королем Саудовской Аравии, а также проведя консультации с Советом сотрудничества государств Персидского залива, 25-го августа Керри предложил новый план:
«Итоговое соглашение будет включать скорое формирование нового правительства национального единства, власть в котором будет разделена между сторонами; вывод войск из Саны и других ключевых районов; передачу хуситами и их союзниками всех тяжелых вооружений, включая баллистические ракеты и пусковые установки, третьей стороне».
Описав всю тяжесть гуманитарной ситуации в Йемене, Керри возложил вину за срыв перемирия на хуситов, которых, по словам Саудовской Аравии, поддерживает Иран:
«Мы все думали, что окончательное соглашение уже было достигнуто. Но, к сожалению, в последний момент оказалось, что хуситы считают иначе».
Между тем, в Вашингтоне возвращающиеся из отпусков конгрессмены, в след за многочисленными правозащитными организациями, выразили обеспокоенность по поводу действий возглавляемой саудитами коалиции. На этой неделе межпартийная группа из 60 законодателей направила Бараку Обаме письмо с просьбой отложить продажу Эр-Риаду вооружений и военного оборудования на сумму 1,15 млрд. долл. до тех пор, пока Конгресс не возобновит работу и сможет как следует разобраться в деталях сделки, заключенной «за их спинами» 9 августа.
Пожалуй, наименее результативной стала последняя часть турне Джона Керри. Накануне переговоров с Сергеем Лавровым Госдепартамент, хоть и осторожно, но все же выражал оптимизм по поводу соглашения о сотрудничестве России и США в Сирии. Сам госсекретарь говорил, что «так или иначе обсуждение подходит к концу», а пресс-секретарь, отмечая сохранение некоторых разногласий, заявил, что Россия и США движутся в правильном направлении и соглашение может быть заключено в самые короткие сроки.
Между тем, встреча двух министров в Женеве 26-го августа опровергла эти ожидания. На совместной пресс-конференции Керри отметил, что «была достигнута ясность по поводу дальнейшего развития событий», и «в ближайшие несколько дней эксперты уладят технические детали, что позволит двигаться дальше на пути преодоления глубокого недоверия с обеих сторон». Лавров, в свою очередь, также подчеркнув необходимость снижения взаимного недоверия, в очередной раз указал на проблему размежевания террористов и умеренной сирийской оппозиции.
Тем не менее, неделю спустя Пентагон, в отличие от Госдепартамента не верящий в возможность сотрудничества с Россией, вступил в дискуссию с Москвой по поводу того, чей удар уничтожил одного из лидеров ИГ, Госдепартамент подтвердил, что проблема размежевания пока не разрешена, а Министерство финансов расширило санкционные списки.
Американо-индийское военное, стратегическое и экономическое сотрудничество
Прошедшая неделя оказалась плодотворной с точки зрения отношений между Индией и США. В то время как представители Госдепартамента и американского министерства экономики направились в Нью-Дели для участия во Втором американо-индийском стратегическом и коммерческом диалоге, в Вашингтоне глава Пентагона принимал индийского министра обороны. Оба события, состоявшиеся 29-31 августа, стали очередным этапом сближения позиций США, стремящихся создать сеть союзов в регионе, и Индии, до сих пор подобным формальным союзам относившейся довольно настороженно.
В Вашингтоне министры обороны Эш Картер и Манохар Паррикар 29 августа подписали Меморандум о согласии по логистическому обмену. Данный документ, позволяющий сторонам использовать военную инфраструктуру друг друга для ремонта и пополнения запасов, был согласован еще в апреле, однако индийское руководство, испытывая давление внутриполитической оппозиции, взяло дополнительное время для «обсуждения деталей». Основные опасения были связаны с тем, что подобный Меморандум позволит размещение американских войск на индийских военных базах и, в результате, подорвет традиционную автономию страны в области безопасности. Поэтому на совместной пресс-конференции в Пентагоне Паррикар заверил, что Меморандум «не имеет ничего общего с постоянным военным присутствием», а также, отвечая на вопрос о дальнейшем углублении военного сотрудничества, заявил:
«У нас ушло 12-13 лет, чтобы заключить это соглашение о логистике. И, как вы видите, его повсеместно ошибочно связывают с постоянным военным присутствием. Поэтому, позвольте мне сначала представить общественности (Меморандум) и объяснить, как следует, все детали. Только после этого можно будет переходить к другим аспектам».
Как заметил Бенджамин Шварц, до прошлого года курировавший индийское направление в Пентагоне, Индия медленно, но верно превращается в военного союзника США:
«В течение нескольких лет в индийской прессе велась пропагандистская кампания против данного соглашения. Его подписание, в свою очередь, свидетельствует о том, что правительство Моди согласилось на некоторое время стать объектом критики со стороны политических оппонентов ради долгосрочной перспективы укрепления военного сотрудничества с Соединенными Штатами».
Тем временем переговоры в Нью-Дели дали смешанные результаты. По стратегическому треку стороны сделали шаг навстречу друг другу. Так, в заключительном коммюнике появилось прямое упоминание «важности поддержания свободы навигации, пролета и движения товаров в регионе, включая Южно-Китайское море». (Данный пункт отсутствовал в совместном заявлении президентов от 7 июня 2016 года.) США, в свою очередь, ужесточили риторику в отношении Пакистана, присоединившись к требованиям Индии ускорить «зачистку террористов, нашедших убежище» в западных районах страны.
Что касается экономических отношений, страны ограничились подтверждением «амбициозной и отдаленной» цели увеличить двусторонний торговый и инвестиционный оборот до 500 млрд. долл. в год (с примерно 100 млрд. долл. сегодня). Однако, как заметил представитель госдепартамента накануне мероприятия, «очевидно, что еще многое предстоит сделать для достижения данного уровня». Показательно, что первый шаг на пути к этому – заключение Двустороннего инвестиционного соглашения – даже не был упомянут министрами на открытии диалога. Помимо разногласий в области защиты интеллектуальных прав и условий доступа на рынок для американских компаний, министр торговли и промышленности Индии Нирмала Ситхараман дала понять, что Нью-Дели, в свете предстоящих выборов в некоторых европейских странах и в США, взяли паузу в обсуждении экономических вопросов как с Вашингтоном, так и с Брюсселем:
«Как вы правильно заметили, кандидаты в президенты США активно обсуждают вопросы (торговых соглашений). В настоящее время мы воздержимся от комментариев. Мы подождем выборов (в США), чтобы понять, что будет происходить с ТТП. Аналогично складывается ситуация с Европейским Союзом: мы пока не будем торопиться с началом диалога по свободной торговле».
«Кубинский» миграционный кризис
Латиноамериканские страны, еще недавно ликовавшие по поводу прорыва в американо-кубинских отношениях, в последнее время стали ощущать на себе и негативные последствия данного «потепления». В понедельник министры иностранных дел Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Мексики, Никарагуа, Панамы, Перу, Эквадора и Колумбии направили письмо госсекретарю Джону Керри с требованием организовать встречу на высшем уровне для обсуждения ситуации с миграционной политикой США в отношении кубинцев.
Дело в том, что согласно Закону об уточнении статуса кубинских беженцев 1966 года и запущенной в 1995 году на его основе политике «мокрые ноги-сухие ноги» (“wet-foot, dry-foot policy”) иммигранты из Кубы, достигшие территории США, имели право на социальное обеспечение, через год могли получить «гринкарту», а позже и американское гражданство. Кубинцы, задержанные по пути в США, возвращались на родину. Ранее для выезда с «Острова свободы» требовалось специальное разрешение, поэтому кубинские эмигранты чаще всего «бежали» самым коротким путем – на лодках во Флориду (отсюда – «мокрые ноги»). Однако на фоне потепления отношений с США Гавана в 2013 году отменила данное требование, что привело, с одной стороны, к переориентации потоков беженцев на сушу, через соседние страны, а с другой – увеличило их интенсивность. В 2015 году количество кубинских эмигрантов, которые теперь опасались, что миграционные преференции будут вскоре отменены, удвоилось и составило 43 тысячи человек (за прошедшие месяцы 2016 года это число уже превысило 46 тысяч).
Во-первых, такое положение дел, с точки зрения латиноамериканских «соседей», носит дискриминационный характер. Так, например, в 2014 году более сорока тысяч беженцев, спасающихся от необычайно высокого уровня преступности в этих странах, были задержаны в США, помещены под стражу, чтобы впоследствии быть депортированными обратно. Кубинцы же, автоматически приравниваемые к политически преследуемым беженцам, не только попадают под полную опеку американского правительства, но и могут стать полноправными американскими гражданами.
Во-вторых, как заметил на этой неделе министр иностранных дел Коста-Рики, такой поток кубинских беженцев способствует процветанию в этих странах бизнеса по «контрабанде людей», борьба с которым, как и содержание пойманных нелегальных мигрантов, является бременем для бюджетов этих стран:
«Это нам обходится в миллионы долларов, которые, знаете, на дороге не валяются. Наши граждане негодуют. В то время как мы не находим средств для инвестиций в собственное население, нам приходится тратить миллионы долларов на нелегальных иммигрантов».
В-третьих, это привело к тому, что страны региона стали ужесточать миграционные законодательства. В ноябре прошлого года визовый режим с Кубой ввел Эквадор. Вскоре свои границы для кубинских беженцев закрыли Никарагуа и Гватемала, что привело к гуманитарному кризису в Коста-Рике. Коста-Рика, в свою очередь, в январе 2016 года отправила задержанных беженцев в Мексику, после чего тоже закрыла границы. Ее примеру в мае последовала и Панама. На фоне этого не удивительно, что кандидат в президенты Дональд Трамп, обещающий заставить Мексику платить за стену на границе, и мексиканский президент Пенья Ньето в среду достигли взаимопонимания по поводу общей проблемы – нелегальной миграции и охраны границ.
И Белый дом, и Госдепартамент на этой неделе заявили, что в их планы не входит пересмотр миграционной политики в отношении Кубы, очевидно, перекладывая эту проблему на плечи следующего президента.
Убедительная победа Консервативной партии и ее лидера Дэвида Кэмерона на парламентских выборах в Великобритании вновь заставила всех задуматься от европерспективах страны. Дэвид Кэмерон настаивает на проведении референдума о выходе страны из ЕС, хоть сам выход ему и не нужен.
Общесомалийские органы управления необходимы равно настолько, насколько путем участия в их работе можно обеспечить долю клана в получаемой финансовой помощи мирового сообщества.
Очередной случай массовой стрельбы вновь запустил в США дебаты об ограничении оборота огнестрельного оружия. Нехарактерная для американских президентов публичная поддержка администрацией Трампа компании Boeing в торговом споре с его канадским конкурентом Bombardier вызвала недовольство внутри США. Ссылаясь на необходимость обеспечить безопасность своих служащих на Кубе Госдепартамент начал эвакуацию дипперсонала из Гаваны.
29 ноября президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что решение о начале военной операции в Сирии было принято, чтобы положить конец руководству Башара Асада. Несмотря на нервную реакцию российских СМИ, риторика турецкого лидера является не более чем элементом торга за выгодные переговорные позиции. Москва и Анкара должны соотнести свои интересы в Сирии и на Ближнем Востоке, чтобы избежать повторения потенциально взрывоопасных ситуаций, имевших место в недавнем прошлом.