1. Визит Мэттиса в Индию был направлен на обсуждение практической реализации новой стратегии США в Афганистане, отводящей Нью-Дели роль «столпа безопасности» в регионе. Не отказываясь от соответствующего данному статусу роста военного сотрудничества, Индия, однако, продолжает осторожно относиться к участию в американских проектах.
2. После того как попытки США заставить иракских курдов отказаться от проведения референдума провалились, Вашингтон занялся осторожным балансированием в условиях накаляющейся обстановки.
3. Продолжавшееся последний месяц затишье во внутриполитической жизни было компенсировано на прошедшей неделе: разнообразные противоречия вспыхнули в вопросах реформы здравоохранения, неопределенного статуса Пуэрто-Рико, борьбы Бэннона с истеблишментом, ограничения миграции, защиты права на свободу слова и расового неравенства.
Визит Джеймса Мэттиса в Индию
На прошедшей неделе глава Пентагона Джеймс Мэттис совершил четырехдневный визит в Индию и Афганистан, в ходе которого обсудил практическую реализацию новой стратегии США в регионе. Оглашенная американским президентом в августе, она отводит центральное место сотрудничеству с Индией, обозначая при этом более конфронтационную линию в отношении Пакистана.
Называя Индию «столпом стабильности и безопасности» в «Индо-тихоокеанском регионе», Мэттис подчеркнул «естественность» сотрудничества «двух великих демократий», в основе которого лежит «стратегическое совпадение» («strategic convergence») целей и задач. Такой подход является продолжением политики предыдущей администрации, которая в декабре 2016 года присвоила Индии уникальный статус «основного партнера в области обороны». Такая институционализация продолжавшегося последние годы сближения стала уступкой со стороны Вашингтона: не требуя от Индии формальных обязательств, США довели процедуру продажи вооружений и обмена технологиями до уровня «ближайших союзников». Визит Мэттиса продемонстрировал, что Индия и впредь намерена придерживаться выбранной тактики: получать максимум пользы от военного сотрудничества с США при минимальных обязательствах.
В июне правительство США одобрило поставку Индии 22 разведывательных беспилотников «Sea Guardian» (до сих пор предоставляемых лишь членам НАТО), ускорение продажи которых участники переговоров объяснили обеспокоенностью Вашингтона относительно увеличившейся активности Китая в Индийском океане. Сейчас идут переговоры и о вооруженных беспилотниках («Avenger Predator»), которые могут быть использованы для нанесения ударов по пакистанской территории. Кроме этого в задачу Мэттиса входило продвижение интересов американской компании «Lockheed Martin», которая конкурирует со шведским «Saab» за продажу Индии истребителей. Несмотря на закупки вооружений, Индия не торопится официально брать на себя роль «столпа безопасности», которую ей отводит Вашингтон. В частности, Нью-Дели продолжает воздерживаться от участия в американских операциях по свободе судоходства в Южно-Китайском море, а также довольно сдержанно отвечает на призыв Дональда Трампа увеличить участие в Афганистане. Как подчеркнула министр обороны Индии Нирмала Ситхараман, «(Индия) готова рассмотреть возможность увеличения помощи (в восстановлении инфраструктуры Афганистана), но, конечно же, и речи не идет о предоставлении войск».
Во время визита Мэттиса Пакистан, критика в адрес которого раздавалась из уст обоих министров обороны, принял участие в военных учениях совместно с Россией (Дружба-2017), и с Китаем (Шахин VI), что послужило поводом для появления в индийских СМИ сообщений, созвучных заявлениям некоторых американских экспертов, о том, что укрепляющееся сотрудничество между Индией и Пакистаном ведет к формированию оси Россия-Китай-Пакистан.
Позиция США в отношении референдума по вопросу независимости Иракского Курдистана
Иракские курды, принявшие участие в референдуме 25 сентября, 92-мя процентами голосов поддержали создание независимого государства. Власти Ирака объявили референдум нелегитимным и заявили, что не будут вступать в диалог с региональным правительством и прекратят сотрудничество с курдскими вооруженными отрядами. Против референдума выступили Иран, остановивший воздушное сообщение с Эрбилем и начавший военные учения вблизи границ, и Турция, пригрозившая экономической блокадой и также сосредоточившая войска у границ.
Вашингтон воспринял происходящее как ненужное осложнение и без того непростой ситуации в регионе. Несмотря на прочные отношения с курдами, установившиеся в ходе совместной борьбы с террористической организацией ИГ, США официально поддержали территориальную целостность Ирака и призвали курдов если не отменить, то хотя бы отложить проведение референдума. Опасаясь, что он подорвет хрупкое сотрудничество по борьбе с ИГ, Вашингтон использовал метод кнута и пряника: угрозы о «серьезных последствиях» он сопроводил, по словам координатора анти-игиловской коалиции Бретта Макгерка, «очень заманчивым предложением» и обещанием «безоговорочной международной поддержки интенсивного переговорного процесса» с Багдадом, если курды откажутся от референдума. Комментируя возможные последствия, Макгерк честно признался, что Вашингтон будет действовать по ситуации:
«С референдумом связано слишком много рисков, возникнет ситуация, которую Соединенные Штаты просто не смогут контролировать. Другие игроки – например, Турция – будут принимать собственные решения. Для нас будет очень важно сохранить диалог с нашими друзьями в Курдистане, а они являются нашими очень близкими друзьями и партнерами, а также с иракским правительством. Я все-таки надеюсь, что (курды) пойдут по альтернативному пути».
Надежды Макгерка не оправдались, и на фоне накаляющейся ситуации Вашингтон начал осторожную политику балансирования между своими союзниками. 25 сентября Госдепартамент, называя референдум «односторонним» (но не «нелегальным», как заявил Багдад), обратился с призывом ко всем сторонам «начать конструктивный диалог» и подчеркнул, что «выступает против любого насилия и односторонних действий по изменению границ». В четверг пресс-секретарь Госдепартамента повторила эти призывы и заверила, что США ведут активный диалог со всеми сторонами и будут готовы выступить в качестве посредника, но только если в этом возникнет необходимость. «Мы бы не хотели своими заявлениями способствовать росту напряженности в регионе. Мы стремимся избежать дальнейшей дестабилизации обстановки, - ответила пресс-секретарь на упреки журналистов в пассивности Госдепартамента. – Наше консульство в Эрбиле останется открытым, и мы не планируем начинать пересмотр наших отношений с курдами».
Перипетии внутриполитической жизни
После месячного затишья в Вашингтоне, чему способствовало наведение порядка в администрации, быстрое разрешение законодательных вопросов через «сделку с демократами» и получивший положительную оценку ответ Белого дома на ураганы в Техасе и Флориде, прошедшая неделя отметилась возникновением целого ряда проблем и противоречий.
В выходные Дональд Трамп развязал очередную «твиттер-войну», на этот раз затронув святая святых американской жизни – американский футбол. Ряд звезд американского футбола в знак протеста против произвола полицейских в отношении афро-американцев (история продолжается еще со времен администрации Обамы) демонстративно отказались слушать национальный гимн стоя, в ответ на что президент призвал болельщиков бойкотировать их игры, а владельцев команд – разорвать контракты с игроками, «не уважающими свою страну, свой флаг». Несмотря на то что поведение таких игроков одобряло всего 38% американцев, комментарии Трампа мобилизовали в до сих пор аполитичном (и традиционно патриотичном) мире спорта волну осуждения в адрес президента, посягнувшего на свободу слова. Ситуация в очередной раз продемонстрировала провокационность Дональда Трампа на посту президента, который вместо того чтобы их залечивать раны общества (т.н. «conciliator-in-chief»), продолжает их вскрывать.
Пока все внимание было приковано к перепалке Трампа со спортсменами, республиканцы предприняли очередную безуспешную попытку отменить «Обамакэир». На этот раз законопроект Грэма-Кэсседи предлагал децентрализацию системы здравоохранения. По замыслу законодателей, такой подход должен был гарантировать поддержку сенаторов, штаты которых получили бы право самостоятельно определять судьбу этой реформы. Несмотря на это, 50 голосов, необходимых для его прохождения, не набралось, в результате чего законопроект так и не был поставлен на голосование. Между тем ситуацией воспользовался самопровозглашенный социалист Берни Сандерс, предложив свой законопроект, предполагающий «огосударствление» здравоохранения. Несмотря на то, что шансы на его принятие в республиканском Конгрессе стремятся к нулю, хронические провалы законодателей прибавляют популярности инициативе Сандерса, который призывает бороться с монополизировавшими рынок здравоохранения (и «купившими» конгрессменов) страховыми и фармакологическими компаниями.
Целый узел старых проблем проявился вокруг ситуации в Пуэрто-Рико. По сравнению с довольно эффективными работами по восстановлению в Техасе (после урагана «Харви») и Флориды (после урагана «Ирма»), полностью разрушенный в результате третьего за месяц урагана «Мария» Пуэрто-Рико уже на протяжении недели не может получить необходимую помощь. Несмотря на то, что промедление вызвано вполне объективными причинами (островное положение, нефункционирующая транспортная инфраструктура, исчерпание выделенных на эти цели средств), отсутствие помощи в глазах местного населения стало еще одним доказательством ущемленного положения пуэрториканцев в составе США. К хроническому недовольству относительно отсутствия права голоса и «особыми» правилами в бюджетном регулировании (не позволяющими Пуэрто-Рико исправить экономическую ситуацию через процедуру бюджетного дефолта, как это делают другие штаты), на этой неделе добавилось негодование относительно принятой сто лет назад нормы, разрешающей транспортировку товаров между американскими портами только на кораблях, ходящих под американским флагом. Если в отношении Флориды и Техаса это правило было сразу отменено для ускорения доставки помощи, то в отношении Пуэрто-Рико администрация пошла на временную отмену только после масштабного общественного давления. Тем не менее, в ходе дебатов вокруг отмены этого правила пуэрториканцы и сочувствующие им американцы «вспомнили», что именно оно привело к удорожанию товаров на острове и внесло свой вклад в экономические проблемы территории. Это недовольство играет на руку движению за независимость Пуэрто-Рико, которое в этом году укрепило свои позиции. В июне лидеры оппозиции призвали бойкотировать референдум за полное присоединение к США и провели массовые демонстрации с сожжением американского флага. Референдум 97-ю процентами голосов поддержал превращение Пуэрто-Рико в 51-й штат, однако явка составила 23% (вместо традиционных 80%), что оппозиционеры объявили победой в деле борьбы с колонизаторской политикой США.
Политические баталии разразились и в Алабаме, где на этой неделе состоялись республиканские праймериз на заполнение вакансии сенатора, появившейся в результате назначения прежнего сенатора Джеффа Сешнса на должность генпрокурора. На этот пост претендовали «кандидат от истеблишмента» Лютер Стрэндж, которого поддержал лидер сенатского большинства Митч Макконнелл, и «национальный популист» Рой Мур, за которого активно агитировала команда Стива Бэннона. Дональд Трамп после некоторого промедления поддержал Стрэнджа, который, несмотря на это, уступил Муру с отставанием в 9 процентных пунктов. Происходящее получило неоднозначную трактовку. С одной стороны, широкое распространение получила версия об отрыве Трампа от своих избирателей, которые остались с Бэнноном после его ухода из администрации (такое объяснение предложил помощник Бэннона и главный редактор «Брейтбарта» Алекс Марлоу). С другой стороны, сам Стив Бэннон продолжает настаивать на продолжающемся сотрудничестве с президентом, что позволяет предположить, что Трамп и Бэннон действовали сообща, заставив, в итоге, кандидата от истеблишмента перейти на их сторону. Как бы то ни было, победа придала уверенности команде Бэннона, которая готовится бросить вызов республиканцам в более чем десяти штатах на промежуточных выборах.
Наконец, сообщения о противоречиях внутри администрации появились в связи с обновлением списка стран, гражданам которых будет запрещен въезд в США (т.н. «travel ban»): из него исключен Судан, но добавлены КНДР, (с оговорками) Венесуэла и Чад. В то время как включение КНДР и некоторых категорий граждан Венесуэлы будет иметь минимальное значение на фоне уже существующих ограничений и было расценено как попытка администрации убрать клеймо «анти-мусульманский» с этого указа, добавление Чада, предложенное Министерством внутренней безопасности вызвало недовольство Пентагона и Госдепартамента, опасающихся, что это может подорвать «реализацию давно существующих интересов США в регионе». Советник по национальной безопасности Герберт Макмастер подтвердил, что включение Чада сопровождалось напряженными дебатами, и добавил, что список не является постоянным и будет меняться в зависимости от ситуации.
На днях представители российской оппозиции опубликовали доклад «Путин. Война», в котором рассказывают об идущей, по их мнению, войне России против Украины. Сама российская власть попыталась нивелировать инфоповод в информационном пространстве. Однако это было напрасно, поскольку ознакомление с текстом работы позволяет сделать вывод о его крайне низком качестве.
Реализм представляет собой способ мышления, а не катехизис о том, что и как следует делать. Он не помогает избежать ошибок. Поэтому реализм – это больше искусство, чем точная наука.
Россия и ЕС ищут пути нормализации отношений, усиленно торгуясь по различным вопросам. Украинские интересы в этом диалоге если и учитываются, то слабо - во многом по вине самого Киева, отказывающегося признавать реальность и, вопреки линии “брюссельского обкома”, занимающего крайне ястребиную позицию. Опять же во многом потому, что украинские власти стали заложниками жесткой антироссийской линии и не могут от нее отступить. В результате получается, что время играет не в пользу Украины - с каждым месяцем экономическое положение страны ухудшается.
Европейская дипломатия, стремясь сохранять руку на пульсе ключевых ближневосточных проблем, останется в фарватере американских директив. Зависимость ЕС от США будет обуславливаться как объективными международными, так и субъективными, внутренними для ЕС причинами.