Глава Пентагона Эш Картер на минувшей неделе совершил визит в Анкару и Париж с целью согласовать детали наступления на Мосул и Ракку с союзниками по антитеррористической коалиции, возглавляемой США. Результаты переговоров оказались довольно скромными и не разрешили противоречий между действиями турецкой и иракской армиями в Сирии. Американская делегация в ООН впервые воздержалась при голосовании по резолюции, осуждающей торговое эмбарго в отношении Кубы.
ПРЕМИУМ
28 октября 2016 | 14:13

Дайджест внешней политики США (21 – 27 октября)

1. Во время своего визита в Турцию и Ирак глава Пентагона выступил в роли дипломата и попытался загладить обострившиеся противоречия между своими союзниками.

2. Во вторник США заявили о необходимости скорейшего наступления на Ракку теми силами, которые имеются на данный момент. Пока Пентагон эти силы собирает, Белый дом пытается убедить Анкару воздержаться от односторонних действий.

3. В среду США сделали еще один шаг в сторону сближения с Кубой, воздержавшись от голосования по резолюции ООН, осуждающей торговое эмбарго. Вашингтонские законодатели, однако, увидели в этом очередной пример превышения полномочий исполнительной власти.

Визит министра обороны в Турцию и Ирак

В конце прошлой недели министр обороны Эш Картер на два дня превратился в дипломата. Проведя пятницу в Анкаре, в субботу он отправился с необъявленным заранее визитом в Багдад, чтобы, по официальной версии, лично проинспектировать текущую операцию по освобождению Мосула. Однако основная интрига двух дней заключалась в том, получится ли министра обороны уладить противоречия между своими союзниками.

Отношения между Анкарой, которая в декабре ввела свои войска на территорию северного Ирака, и Багдадом, требовавшим все это время войска убрать, накалились накануне начала наступления на Мосул. В ответ на призыв иракского премьер-министра Хайдера аль-Абади освободить базу в окрестностях города, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ответил категорическим отказом:

«Турции запрещено бороться с угрозами, находящимися в непосредственной близости от ее границ? Мы никогда с этим не согласимся. Нам не надо для этого разрешения, и мы не собираемся за таким разрешением обращаться».

Оказавшийся между ними Вашингтон все это время занимал примирительную, но все же про-иракскую, позицию. Ссылаясь на понятие государственного суверенитета, Госдепартамент подчеркивал, что нахождение иностранных войск в Ираке должно быть согласовано с руководством страны, однако, останавливался в шаге от того, чтобы официально потребовать вывода турецких войск. При этом он выражал надежды, что стороны уладят вопрос с помощью переговоров, участвовать в которых в качестве посредника, тем не менее, отказывался.

Визит Картера продемонстрировал отход от этой позиции: США не только активно подключились к устранению турецко-иракских противоречий, но поддержали позицию Анкары.

«Я думаю, Ирак понимает, что Турция является членом коалиции по борьбе с ИГ и будет принимать участие в этой борьбе на территории Ирака, - говорил Картер журналистам после посещения Анкары. – Кроме этого, Турция, находясь по соседству с регионом Мосула, заинтересована в том, чтобы внести свой вклад в конечный результат. То же самое можно сказать и о многих других участниках – ситуация вокруг этого города очень сложная. Все это понимают: и мы, и иракское правительство, и турецкое правительство. Поэтому нам просто надо выработать практический механизм, в рамках которого все смогли бы внести свой вклад и сосредоточить основное внимание на борьбе с ИГ, но делать это с учетом интересов друг друга. Именно такую роль играет США в этой коалиции. Существует множество местных и региональных противоречий, связанных с борьбой с ИГ, и наша задача заключается в том, чтобы, помимо участия в военных действиях, найти способы практического взаимодействия участников. Я уверен, у нас все получится».

Уверенность Эша Картера продлилась ровно сутки. Его заявление о том, что «принципиальное согласие достигнуто, теперь осталось лишь уладить некоторые детали», было опровергнуто на следующий день иракским премьер-министром:

«Господин министр обороны, вчера мы слышали утверждения о том, что возможно какое-то соглашение между Ираком и Турцией относительно ее роли в освобождении Мосула. Пять дней назад официальная турецкая делегация прибыла в Багдад и представила свои идеи, но мы не посчитали, что они адекватно отвечают нашим требованиям по выводу турецких войск и уважения суверенитета Ирака. Мы хотели бы поддерживать хорошие отношения с Турцией, нашим соседом, но битва за Мосул – это иракская битва, которая планируется и осуществляется иракцами. Я знаю, что Турция хочет принять в ней участие. Мы говорим ей «спасибо». Если нам потребуется помощь, мы обратимся к Турции и другим странам региона, но пока все идет по плану».

Подготовка наступления на Ракку

После провала попытки примирить Турцию и Ирак в отношении Мосула, Эш Картер направился в Париж, где 25 октября состоялась встреча «узкого круга» анти-игиловской коалиции. Новостью дня стало объявление о скором начале операции по окружению Ракки, что, в свою очередь, невозможно без примирения другой пары американских «партнеров» - Турции и курдов.

26 октября генерал-лейтенант Стивен Таунсенд, командующий американскими войсками в Сирии и Ираке пояснил намерения Пентагона:

«С тех пор, как я прибыл сюда более двух месяцев назад, у нас был план одновременного наступления на Мосул и Ракку. Ну, или почти одновременного. Возможно, лучше будет сказать – пересекающегося».

При этом он подчеркнул возросшую в последнее время необходимость скорейшего начала этой операции: «Данные нашей разведки свидетельствуют о значительной угрозе теракта, подготовка которого ведется из Ракки. Поэтому нам необходимо изолировать данную территорию и получить контроль над ситуацией в сравнительно короткие сроки».

Подобный цейтнот усложняет задачу «сбора» коалиции для совершения операции. Если Эш Картер во вторник говорил, что «(это должны быть) способные и мотивированные местные силы, которые мы сначала выявим и впоследствии снабдим всем необходимым», то в среду Таунсенд заметил, что на «выявление» времени не остается:

«Поскольку нас поджимают сроки, я думаю, что мы будем сотрудничать с теми силами, которые будут готовы в самое ближайшее время. Мы готовы рассмотреть любого партнера, который будет готов принять участие в освобождении Ракки от ИГ».

По его словам, вероятнее всего, этим партнером станет альянс Демократические силы Сирии, включающий и курдские отряды народной самообороны. Против этого выступает Турция, проводящая «свою» операцию на севере Сирии, в рамках которой она неоднократно обстреливала курдов. Комментируя эту ситуацию, Таунсенд честно признал:

«Мы возьмем те силы, которые у нас есть, и пойдем на Ракку. Что произойдет после этого – будет определено в диалоге между нашим правительством, нашими партнерами в регионе и турецким правительством. И я понятия не имею, как это все будет выглядеть. Турция говорила, что хочет принять участие. Но с этим мы будем разбираться потом».

Такой американский подход (пообещать что угодно для выполнения тактических задач, а с последствиями разбираться позже) известный американский публицист Дэвид Игнатиус назвал «обольщением и забыванием» ("seduction and abandonment") и предупредил курдов, что «потом» Вашингтон о них не вспомнит.

Между тем, проблемы возникают уже сейчас. Так, в среду в телефонном разговоре с турецким президентом Барак Обама подчеркнул «необходимость координации между США и Турцией для оказания давления на ИГ в Сирии, чтобы сократить угрозу для США, Турции и всего мира». Турецкая версия содержания этого разговора несколько отличается от американской. В четверг Эрдоган заявил, что накануне «проинформировал» Барака Обаму о готовящемся наступлении турецкой армии на Ракку.

«Если Турция не остановится, она может подорвать все наши планы по поводу Ракки, - приводит слова своих источников в Пентагоне Игнатиус. – Пока непонятно как, но как-то надо взять под контроль действия Турции на обоих театрах».

«Размораживание» отношений с Кубой

В среду произошло историческое, хоть и оставшееся без внимания, событие: американская делегация в ООН впервые воздержалась при голосовании по резолюции, осуждающей торговое эмбарго в отношении Кубы. Это, по большей части символическое, голосование происходило ежегодно с 1991 года и всегда встречало отпор в лице США и их единственного союзника в этом вопросе – Израиля.

Если в ООН заявление постоянного представителя США в ООН Саманты Пауэр о смене позиции было встречено аплодисментами, то внутри США новость была воспринята не столь однозначно. Вопрос об эмбарго в отношении Кубы уже не первый год является предметом спора между Белым домом и контролируемым республиканцами Конгрессом. В то время как отменить его могут только законодатели, президент, пользуясь возможными инструментами, последние два года постепенно это эмбарго сокращал. Последними примерами является выдача разрешений авиакомпаниям на организацию прямых рейсов между Кубой и США (начались в августе) и принятая две недели назад директива президента об отмене ограничений на ввозимые из Кубы товары. «Нормализация отношений с Кубой полностью отвечает интересам американских граждан, - иронично заметил в среду пресс-секретарь Белого Дома. – Теперь они могут в полной мере насладиться кубинскими сигарами и кубинским ромом».

Однако ряд республиканцев обвинили президента в том, что за сигарами и ромом он попытался скрыть более серьезные аспекты сближения с Кубой. Так, директива предписывает «разведывательному сообществу заняться поиском возможностей для сотрудничества в областях, представляющих взаимовыгодный интерес». Председатель сенатского комитета по разведке республиканец Ричард Берр в ответ на это заявил, что пока он занимает эту должность, «разведывательное сообщество не будет делиться информацией с Кубой». А сенатор из Флориды Марко Рубио назвал директиву «лишенной всякого смысла»: «Администрация Обамы обвиняет Россию в попытке повлиять на американские выборы и при этом она идет на сближение с точно такими же разведывательными агентствами Кубы, главной задачей которых всегда была кража секретной информации у США».

Изменение позиции США в ООН вызвало негодование и по другому поводу: по мнению некоторых законодателей, администрация, таким образом, не только «вынесла сор из избы», но и поставила международное законодательство (осуждение эмбарго Кубы) выше внутреннего (предписывающего выполнение этого эмбарго). В результате этого в среду на пресс-секретаря Госдепартамента посыпались следующие вопросы: «Если администрация сама решает, защищать ли ей национальные законы на международных площадках, не означает ли это, что она считает себя выше других ветвей власти?» Пресс-секретарь в ответ заметил, что эти законы «более не отвечают внешнеполитической линии страны», однако, пока они действуют, администрация формально будет их выполнять.

 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

20 января 2017 | 11:54

Дайджест внешней политики США (13 – 19 января)

Новичок в международных делах Никки Хейли во время слушания по номинации на пост постпреда в ООН заручилась поддержкой со стороны сенаторов, озвучив традиционные для вашингтонского истеблишмента внешнеполитические взгляды. Барак Обама принял последние политические решения, отложенные на конец президентского срока. Подготовка инаугурации Дональда Трампа сопровождается новыми скандалами вокруг миллиардера.

28 октября 2014 | 22:00

Политический ландшафт Украины после выборов в Верховную Раду

На прошедших выборах не обошлось без сюрпризов, главный из которых – откровенно неудачный исход для Блока Петра Порошенко. Партия украинского лидера заняла второе место на выборах, отставая от политической силы главы правительства на обидные 0,3-0,4%.

26 мая 2014 | 22:24

Контуры стратегического сотрудничества между Россией и Бразилией

Москва ощущает растущую поддержку со стороны Бразилии в международных делах и в ответ поддерживает претензии партнера на региональное лидерство. Сотрудничество в стратегических областях в перспективе выведет двусторонние отношения в разряд приоритетных.

23 сентября 2014 | 23:44

Политические цели международного терроризма на Ближнем Востоке

Очевидно, что международный терроризм не мог бы быть столь успешен без финансовой и политической поддержки ряда государств. Несмотря на провал американских «контролеров», некоторые элиты в других странах до сих пор полагают, что способны справиться лучше американцев и успешно использовать международных террористов в своих целях.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова