Ольга Ребро
Вашингтон объявил о новой стратегии в отношении Ирана, первыми шагами в рамках которой стало введение санкций против Корпуса стражей исламской революции и начало пересмотра соглашения по иранской ядерной программе. Переговоры по НАФТА на прошлой неделе зашли в тупик, и стороны согласились отсрочить следующий раунд. Американские законодатели обрушились на иракское правительство с угрозами пересмотреть финансовую и военную помощь.
ПРЕМИУМ
20 октября 2017 | 15:58

Дайджест внешней политики США (13-19 октября)

3 У вас осталось просмотра
Увеличить количество просмотров

1. Вашингтон объявил о новой стратегии в отношении Ирана, первыми шагами в рамках которой стало введение санкций против Корпуса стражей исламской революции и начало пересмотра соглашения по иранской ядерной программе.

2. Переговоры по НАФТА на прошлой неделе зашли в тупик, и стороны согласились отсрочить следующий раунд, чтобы канадская и мексиканская делегации имели возможность обсудить со своими правительствами крайне «агрессивные» требования Вашингтона.

3. В то время как администрация официально заявила о нейтралитете, а фактически поддержала Багдад, сотрудничающий с Тегераном, в вопросе противостояния с курдами, американские законодатели обрушились на иракское правительство с угрозами пересмотреть финансовую и военную помощь, если права курдов на самоопределение будут притесняться, а взаимодействие с Ираном продолжится.

Новая стратегия в отношении Ирана

13 октября Дональд Трамп выступил с речью, в которой очертил контуры новой стратегии США в отношении Ирана. Критикуя предыдущую администрацию за смягчение санкций «накануне тотального коллапса иранского режима», американский президент пообещал бороться с «полным спектром деструктивных действий» страны, который включает финансирование лояльных Тегерану сил в регионе, создание баллистических ракет, подрывающих безопасность соседей и свободу судоходства, и ядерную программу.

В этой же речи Трамп сообщил и о первых шагах по реализации нового подхода. Во-первых, Вашингтон распространил санкции, ранее касавшиеся лишь спецподразделения «Эль-Кудс», на весь Корпус стражей исламской революции (КСИР), который президент назвал «коррумпированным персональным террористическим отрядом верховного лидера Ирана». Кроме этого министерство финансов ограничило доступ к американской финансовой системе ассоциируемым с КСИР четырем компаниям (три находятся в Иране и одна в Китае). Несмотря на жесткую риторику и угрозы новых санкций, Вашингтон все же остановился в шаге от давно обсуждаемого включения КСИР в список террористических организаций. «Включение (в этот список) фактически целой армии государства вызвало бы некоторые осложнения, - заметил в пятницу госсекретарь Рекс Тиллерсон. – Это означало бы необходимость выполнения особых требований при встрече с ней на поле боя, что мы считаем неуместным и не отвечающим интересам американской армии».

Во-вторых, Дональд Трамп отказался сертифицировать Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе. В 2015 году Конгресс, желая ужесточить контроль над выполнением СВПД, принял закон, предписывающий президенту каждые 90 дней подтверждать, что соглашение соответствует интересам США. Пока стратегия в отношении Ирана находилась на стадии разработки, администрация дважды сертифицировала СВПД, не скрывая, однако, своих намерений отказаться от этого в будущем. Теперь судьбу «ядерной сделки» будут решать американские законодатели, которые могут выбрать один из трех вариантов дальнейших действий. Если Конгресс не захочет (или не сможет) что-либо предпринять в следующие 60 дней, президент вновь получит возможность сертифицировать СВПД. Однако Дональд Трамп уже заявил, что не собирается этого делать, и просто выйдет из соглашения. Также Конгресс может вернуть снятые санкции, что фактически будет означать нарушение Вашингтоном условий «сделки», и тогда уже Иран и остальные участники соглашения будут решать, хотят ли он продолжать придерживаться СВПД без США. Но наиболее вероятным является третий путь (к которому и призвал в своей речи Трамп): Конгресс может внести поправки к закону 2015 года и добавить условия автоматического введения санкций. Такими «триггерами» могут стать, например, достижение Ираном определенного уровня в создании баллистических ракет, несогласие Ирана отказаться от будущих послаблений в ядерной программе по истечении определенного срока (т.н. «sunsetclause»), либо сообщения американской разведки об обретении Ираном возможности создать ядерное оружие в течение года. Фактически это будет являться шантажом со стороны Вашингтона: либо соглашение будет ужесточено, либо США из него выйдут.

Решение по пересмотру «ядерной сделки» было принято вопреки позиции ряда членов администрации (в первую очередь, госсекретаря и министра обороны) и вызвало неодобрение других участников соглашения, включая европейских союзников США, выразивших в понедельник приверженность СВПД. Тегеран, в свою очередь, призвал европейских лидеров не идти на поводу у Вашингтона, а также дал понять, что готов соблюдать СВПД и без США до тех пор, пока его будут поддерживать остальные страны.

Переговоры по НАФТА

Во вторник завершился четвертый (из запланированных семи) раунд переговоров по пересмотру Соглашения о североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА). Распространившиеся на прошлой неделе опасения относительно предстоящего провала частично оправдались: переговоры длились на два дня дольше положенного срока и завершились совместным заявлением, в котором главы делегаций сообщили о решении «продлить межсессионный период», то есть взять паузу.

Мотивируя это решение возникновением «серьезных концептуальных расхождений» в переговорных позициях, представители трех стран в своих заключительных заявлениях не пытались скрыть недовольства друг другом. Министр иностранных дел Канады заявила, что «ряд нестандартных предложений» США угрожает «повернуть вспять» все достижения последних 23 лет сотрудничества в рамках НАФТА. Министр экономики Мексики многозначительно заметил, что «у всего есть предел», и предостерег: решения, принятые сегодня, могут обернуться против вас завтра. А торговый представитель США признал, что «оказался удивлен и разочарован неготовностью партнеров к переменам».

Причиной противоречий стали неожиданно «агрессивные» предложения США. В частности, Вашингтон потребовал ограничить срок действия НАФТА пятью годами, по истечении которых стороны должны либо продлить действие соглашения, либо вернуться за стол переговоров для его пересмотра. Критики такого подхода, в число которых входит и глава Американской торговой палаты, представляющей интересы американского бизнеса, заметили, что в таком случае НАФТА утратит элемент стабильности, что негативно скажется на долгосрочных инвестициях. Другим камнем преткновения стало предложение Вашингтона ввести новое правило, согласно которому импортируемые в США машины не будут облагаться налогом только в том случае, если 50% деталей произведено в США. Это, в первую очередь, коснется Мексики, дешевая рабочая сила в которой заставила американские автомобильные компании перенести туда производственные мощности. Наконец, в штыки были восприняты попытки США ограничить доступ канадских и мексиканских компаний к участию в государственных закупках, а также пересмотреть положения НАФТА, позволяющие компаниям подавать в суд на правительство страны.

Ожидается, что предложения США, которые канадская и мексиканская делегации должны представить на рассмотрение своим правительствам, будут официально отвергнуты, после чего будущее переговоров будет зависеть от уступчивости американской администрации. Дональд Трамп, неоднократно угрожавший выйти из НАФТА, на прошлой неделе заметил, что не будет ничего страшного, если переговоры провалятся: США в таком случае просто заключат торговые договоры с Канадой и Мексикой отдельно.

Реакция США на операцию Багдада против курдов

События в Ираке, где на этой неделе за несколько дней правительство страны вернуло под свой контроль спорные территории, находившиеся в последние годы в руках курдов, произошли под «пристальным вниманием» и при молчаливом согласии американского правительства. Пентагон отметил, что незначительные военные столкновения были результатом недопонимания, а операция носила мирный характер и произошла с согласия курдов. Это является правдой лишь отчасти: Багдад при тесном сотрудничестве с Ираном, сыграл на противоречиях между курдскими политическими движениями, которые в отсутствие координации отдали территории без боя.

Обращаясь к обеим сторонам с призывами воздержаться от насилия, а также повторяя слова о «дружбе» с курдами, Госдепартамент в четверг фактически выступил в защиту Багдада, отметив, что возвращение этих территорий под контроль правительства всегда подразумевалось и полностью соответствует конституции страны. Несмотря на стремление администрации не привлекать чрезмерного внимания к произошедшему, действия Багдада вызвали резку реакцию среди американских законодателей, которые выразили беспокойство, с одной стороны, предательством курдов, с другой – растущим сотрудничеством между Багдадом и Тегераном. Примечательно, что последнее еще в феврале предсказал сенатор Марко Рубио (респ., Флорида):

«В тот же день, когда Ракка будет освобождена, Иран начнет работу по вытеснению Соединенных Штатов из региона».

В понедельник председатель сенатского Комитета по вооруженным силам Джон Маккейн (респ., Аризона) опубликовал открытое письмо, в котором указал на нарушение правил использования американских вооружений:

«Соединенные Штаты предоставляли оборудование и помощь в обучении правительству Ирака для того, чтобы оно боролось с ИГ и могло защитить себя от внешних угроз, а не для атак на свои собственные региональные правительства, которые являются давними партнерами Соединенных Штатов. Будьте уверены, дельнейшее использование американского оборудование не по назначению будет иметь самые серьезные последствия».

Трент Фрэнкс (респ., Аризона), член аналогичного комитета Палаты представителей и автор резолюции в поддержку независимого Курдистана, призвал «иракского премьер-министра Аль-Абади выполнить свое обещание и не допустить внешних или внутренних атак на курдов и доказать, что он не исполняет желания Тегерана». «В противном случае, - продолжил Фрэнкс, - США будут вынуждены прекратить финансирование, поскольку они не могут сознательно посылать деньги иранской марионетке, подрывающей интересы США».

В четверг с аналогичными угрозами выступил и сенатор Тед Круз (респ., Техас):

«Если иракское правительство продолжит действовать в подобном ключе и вести себя как марионетка Ирана, я потребую начать процесс пересмотра американской помощи. Демократии всего мира должны признать попытки регионального правительства Курдистана добиться реализации своего права на самоопределение в условиях, когда само его выживание находится стоит под вопросом».

В свете таких угроз Госдепартамент обошел стороной вопрос участия Ирана в операции, а Пентагон заверил, что пока не располагает сведениями об использовании какой-либо стороной американских вооружений.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

19 февраля 2016 | 18:20

Дайджест внешней политики США за неделю (12-18 февраля)

В ходе состоявшегося саммита США-АСЕАН попытки Вашингтона найти общие интересы с партнерами не привели к конкретным результатам. Освободившееся место судь в Верховном Суде стало очередным поводом для дискуссий между республиканцами и демократами, которые сразу ввели проблему в рамки предвыборного дискурса. Была артикулирована задача бороться с экстремистской пропагандой, лежащей в основе успеха международного терроризма, - на этот раз на встрече с крупнейшими кинематографистами.

17 сентября 2014 | 11:00

Джеб Буш как вероятный кандидат республиканцев на выборах

Важные события разворачиваются в США в преддверии президентских выборов, которые состоятся в 2016 году. В стане Демократической партии никаких кардинальных изменений не произошло. Бывшая госсекретарь Хиллари Клинтон по-прежнему является главным фаворитом от партии на грядущих выборах. Однако у Республиканцев могут наметиться серьезные перестановки.

21 апреля 2014 | 12:46

Международное положение Баку и интересы азербайджанских элит

В отличии от Украины, Грузии и Молдовы вопрос о создании зоны свободной торговли с ЕС не рассматривался в Баку. Азербайджан стремится проводить многовекторную политику и балансирует интересы соседей и стран Запада. Баку удавалось успешно осуществлять этот курс с начала 2000-х годов.

1 сентября 2014 | 21:41

Туск и Могерини во главе Евросовета и внешнеполитической службы ЕС

Прогерманский вариант европеизма сейчас уже не вступает в конфликт с характерным для Польши атлантизмом. В последние годы в Польше рассматривают Берлин как остов европейской интеграции, а польско-германское партнерство превратилось в настоящий тандем.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.