Ольга Ребро
Выступая на международной конференции по вопросам безопасности «Шангри-ла диалог» глава Пентагона подчеркнул, что США «никуда не уйдут» из АТР. Дорожная карта по Манбиджу, поддержанная в понедельник министрами иностранных дел США и Турции, практически полностью удовлетворяет требования Анкары. Введение тарифов против ближайших союзников стало последней каплей в чаше терпения республиканцев.
ПРЕМИУМ
8 июня 2018 | 08:28

Дайджест внешней политики США (1-7 июня)

1. Выступая на международной конференции по вопросам безопасности «Шангри-ла диалог» глава Пентагона подчеркнул, что США «никуда не уйдут» из АТР и сосредоточат свои усилия на недопущении появления в регионе «единственного центра силы».

2. Дорожная карта по Манбиджу, поддержанная в понедельник министрами иностранных дел США и Турции, практически полностью удовлетворяет требования Анкары. Такая политическая победа, однако, нивелируется расплывчатостью формулировок Вашингтона относительно перспектив ее реализации.

3. Введение тарифов против ближайших союзников стало последней каплей в чаше терпения республиканцев, наиболее отважные из которых на этой неделе выступили с законопроектом, ограничивающим право исполнительной власти вводить тарифы под предлогом защиты национальной безопасности. Впрочем, даже инициаторы законопроекта сомневаются в его успехе, поскольку многие республиканцы опасаются выступать против президента, сохраняющего уверенные позиции среди электората партии.

Выступление главы Пентагона на конференции «Шангри-ла диалог»

Глава Пентагона Джим Мэттис провел прошедшие выходные в Сингапуре, где состоялась 17-я конференция по вопросам безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе «Шангри-ла диалог». Как заметил сам Мэттис, если в прошлом году его главная задача заключалась в том, чтобы слушать, то теперь, после того как администрация выпустила ряд доктринальных документов, он приехал в Сингапур, чтобы донести одну главную мысль: «Никто не должен сомневаться, мы никуда не уйдем из Индо-тихоокеанского региона». Такие заверения звучат особенно актуально в свете спекуляций на тему «сделки» с КНДР, налаживание отношений с которой приведет к исчезновению формального обоснования необходимости американского военного присутствия в регионе.

Сквозной темой выступления Мэттиса и последующих ответов на вопросы стала необходимость противостояния росту влияния Китая. Так, перечисляя аспекты американской политики в регионе, на первое место глава Пентагона поставил важность обеспечения принципа свободы судоходства. В подтверждение этих слов, в последний день конференции американские корабли совершили проплыв вблизи спорных Парасельских островов. При этом Мэттис отмел претензии представителя китайской делегации, относительно того, что появление американских военных кораблей в Южно-Китайском море является милитаризацией региона (против чего выступают США) и подрывает безопасность Китая. «Мы считаем, что в этом регионе судоходство не запрещено, - ответил глава Пентагона. – Мы совершаем операции для поддержания свободы судоходства не ради интересов Америки, а во имя других стран. Мы не считаем, что проплыв в традиционно международных водах является шагом по пути к милитаризации. Мы видим в этом меры по укреплению мирового порядка, основанного на международных нормах».

Приводя длинный список союзников США в регионе, а также меры по укреплению этих отношений, Мэттис отдельно подтвердил незыблемость гарантий безопасности Тайваню и предостерег от «любых попыток по изменению статус-кво». Примечательно, что именно в подрыве статус-кво в этом вопросе Пекин обвиняет Вашингтон. Данная тема обострилась в последнее время, после того как в США был принят закон, положивший конец негласному запрету на посещение Тайваня американскими официальными лицами (Taiwan Travel Act). Несмотря на нескрываемое недовольство Пекина, который назвал действия США «подрывающими сами основы американо-китайских отношений», Вашингтон продолжил данную политику, объявив о расширении своего де-факто посольства в Тайбэе.

Наконец, Джим Мэттис, отмечая, что он считает неправильным заставлять страны региона «выбирать» между Китаем и США, неоднократно противопоставлял политику Пекина, дающего «пустые обещания в обмен на экономический суверенитет», сотрудничеству с Вашингтоном, который «никогда не просит отказаться от суверенитета или интеллектуальной собственности». Это, однако, не помешало главе Пентагона призвать страны региона к наращиванию «оперативной совместимости» с американскими военными, в связи с чем Мэттис отметил готовность США продавать «передовые вооружения» и предоставлять кредиты для их приобретения.

В заключение своего выступления Джим Мэттис предупредил, что Китаю в ближайшее время предстоит принять ряд судьбоносных решений, от которых будет зависеть будущее американо-китайских отношений: «Конечно, Китай имеет право влиять на формирование международной системы, - подытожил Мэттис, - но и его соседи имеют право на определение роли Китая. США готовы выстраивать конструктивные отношения с Китаем, но также готовы жестко отстаивать свои интересы, если дело дойдет до противостояния».

Дорожная карта по Манбиджу

4 июня госсекретарь Майк Помпео и министр иностранных дел Турции Мелют Чавушоглу сообщили о своей поддержке дорожной карты по стабилизации ситуации в сирийском городе Манбидж, что символизировало положительные сдвиги в американо-турецких отношениях.

Копившиеся последние годы противоречия достигли кульминации в январе, когда Турция начала операцию «Оливковая ветвь», целью которой называлось освобождение от «террористов» приграничных районов на севере Сирии. К таким террористам Анкара причисляет партию сирийских курдов «Демократический союз» (PYD) и ее боевое крыло «Отряды народной самообороны» (YPG), которые составляют основу Демократических сил Сирии (SDF), ведущих при поддержке США борьбу с ИГ. Летом 2016 года SDF начали операцию по освобождению Манбиджа. Отвечая на звучавшие тогда протесты Анкары, Вашингтон заверил, что с курдами заключено соглашение, согласно которому, они обязуются покинут город после его освобождения. Тем не менее, хотя SDF формально передала управление освобожденным городом гражданскому совету, его основу составили PYD, а сам Манбидж превратился в форпост американской коалиции по борьбе с ИГ. В феврале 2018 года, когда Турция заявила о намерении «очистить» Манбидж и потребовала от США вывести оттуда своих «советников», Вашингтон заговорил о серьезном кризисе в отношениях. Призванная спасти ситуацию поездка Рекса Тиллерсона в Анкару завершилась договоренностью о создании ряда рабочих групп по различным направлениям двусторонних отношений. Одна из таких рабочих групп – по сотрудничеству в Сирии – разработала дорожную карту, которая и была подержана Помпео и Чавушоглу в понедельник.

В основе достигнутого соглашения (детали которого еще уточняются) лежат обязательства США гарантировать отступление курдских формирований из Манбиджа, допустить турецких военных для совместного патрулирования демаркационной линии между отрядами курдов и сирийской вооруженной оппозицией и сформировать новый гражданский совет Манбиджа, члены которого будут одобряться совместно США и Турцией. Хотя в таком виде дорожная карта является явной уступкой требованиям Анкары (что особенно важно в свете предстоящих президентских выборов в Турции), сделанные в последние дни заявления официальных лиц демонстрируют различные ожидания относительно ее реализации.

В частности, в то время как Чавушоглу заявил, что курды покинут город уже через «несколько месяцев», Госдепартамент категорически отказался говорить о сроках, заметив, что реализация будет зависеть от ситуации на земле и от выполнения определенных условий (каких именно, Вашингтон не уточнил). Более того, Чавушоглу не исключил распространения договоренностей по Манбиджу на другие регионы в Сирии, где присутствуют курдские отряды, однако Вашингтон подчеркнул, что речь идет только об отступлении курдских отрядов к востоку от Евфрата. Наконец, непонятна реакция на такую дорожную карту Пентагона. Пока пресс-секретарь Госдепартамента на следующий день сообщала, что США уже приступили к выполнению обязательств и YPG уже начали отступление, находящийся в Багдаде пресс-секретарь американской коалиции по борьбе с ИГ заметил, что «не уверен в подлинности» таких сообщений, «пока не видел официальных распоряжений на этот счет» и что «еще надо посмотреть, произойдет ли это на самом деле».

Попытки сенаторов отменить протекционистские тарифы

После того как администрация Трампа развязала торговую войну на два фронта (к напряженным переговорам с Китаем 1 июня добавились тарифы против ближайших союзников США), на прошедшей неделе открылся третий фронт – между президентом и законодателями. В среду группа сенаторов под руководством главы комитета по международным делам Боба Коркера (респ., Теннеси) выступила с законопроектом, призванным ограничить полномочия президента во внешнеэкономической деятельности.

Своей главной целью законодатели сделали Акт о расширении полномочий в области торговли от 1962 года (Trade Expansion Act 1962), позволяющий исполнительной власти вводить или отменять тарифы без согласования с Конгрессом, если речь идет о национальной безопасности. Введенный с целью укрепления позиций американского президента во время торговых переговоров по ГАТТ, он практически не применялся со времен Рональда Рейгана. Администрация Трампа вернула закон к жизни и под предлогом защиты интересов национальной безопасности начала вводить импортные пошлины в отдельных отраслях экономики, в том числе против ближайших союзников.

Хотя президент воспользовался данным механизмом именно для того, чтобы избежать проволочек с Конгрессом, сама формулировка оказалась оскорбительной для ближайших партнеров США. Например, премьер-министр Канады Джастин Трудо в воскресенье заметил:

«Сама мысль о том, что мы каким-то образом являемся угрозой национальной безопасности США, является оскорбительной и неприемлемой. Вы только подумайте, наши солдаты вместе воевали и умирали во время второй мировой войны и в горах Афганистана, мы всегда приходили по первому зову. Это просто обидно».

Боб Коркер, объявивший об окончании своей карьеры, пошел на данный шаг после продолжительного «задушевного» разговора с Дональдом Трампом, в котором президент настоятельно просил отказаться от инициативы. Когда убедить Коркера не удалось, Трамп провел закрытую встречу с руководством республиканской партии, после чего публично критиковавшие введение тарифов  лидер большинства в сенате Митч Макконнелл и спикер Палаты представителей Пол Райан, выразили сомнение в том, что данный законопроект может быть принят. При этом Макконнелл, поддерживая саму идею, заметил, что «необходимо продолжать убеждать президента прекратить (тарифы) как можно скорее», а также предложил «прикрепить» законопроект в качестве поправки к «проходному» закону об оборонных расходах.

Сам Коркер признал, что законодатели – особенно республиканцы – опасаются вступать в преддверие выборов в открытую конфронтацию с Трампом, который по-прежнему пользуется поддержкой порядка 80% республиканского электората. «Заложенная в законопроект идея пользуется уверенной поддержкой законодателей, - отметил сенатор. – Многие просто обеспокоены политическими последствиями». При этом он подчеркнул, что, являясь сенатором, просто не мог не выступить в защиту используемых не по назначению американских законов.

Как бы то ни было, развернувшаяся на этой неделе борьба с протекционистскими тарифами стала первой со времен Закона о санкциях (CAATSA) значительной попыткой «запуганных» Трампом (по словам Коркера) республиканцев внести коррективы в проводимую президентом внешнюю политику.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

9 марта 2015 | 23:00

О чем договариваются Иран и США: Переговоры близки к завершению

Несмотря на имеющиеся разногласия, шансы на успешное завершение переговоров достаточно велики. Для Обамы, который пошел на конфликт с Конгрессом ради этого соглашения,  оно может стать важнейшей дипломатической победой. А вот для президента Хасана Рухани и его министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа заключение соглашения вообще является вопросом политического выживания.

25 мая 2016 | 22:37

Хрупкий статус-кво вокруг Нагорного Карабаха противоречит интересам России

Несмотря на череду военных инцидентов последних лет видно, что система военно-политических сдержек при российском посредничестве в целом работает – Баку не стремится к большой войне, хотя и начинает использовать силу, чтобы обозначить свои политические интересы и несогласие со статус-кво. Военный баланс между сторонами и российские военные гарантии Армении делают большую войну маловероятной, хотя и не исключают военных инцидентов.

15 марта 2016 | 22:00

Старые и новые условия партнерства между Баку и Анкарой

В нынешних условиях заседание пятого по счету Совета стратегического сотрудничества высокого уровня имело особое значение. По справедливому замечанию востоковеда Станислава Тарасова, "все предыдущие четыре заседания Совета проходили в качественно иных геополитических, политических и экономических условиях". До инцидента с уничтожением российского военного самолета Су-24 российско-турецкие отношения характеризовались как стратегическое партнерство.

2 апреля 2014 | 15:38

Правительственный кризис в Кыргызстане и интересы России

Развитие правительственного кризиса в Кыргызстане затрагивает интересы России, которая заинтересована в стабильности ситуации в стране и гарантии неприкосновенности своих бизнес-интересов. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова