В центре внимания на прошедшей неделе были судьба антироссийских санкций, переговоры о сирийском урегулировании и публикация докладов об обстоятельствах крушения малазийского Боинга на Украине.
Эрозия режима антироссийских санкций в ЕС
На прошедшей неделе возобновилась дискуссия о долгосрочных последствиях антироссийских экономических санкций. 13 октября отвечая на вопрос представителя компании Сименс в ходе инвестиционного форума в Москве, Владимир Путин указал, что участие немецкого бизнеса в инфраструктурных проектах в России (в частности ж/д магистрали Москва-Казань) будет ограниченным, если режим санкций будет мешать получению кредитных ресурсов:
«Если участникам таких проектов будет ограничен доступ к европейскому финансированию, то тогда у нас вариантов не так уж и много остаётся. И в этом случае предложение китайских партнёров об участии в финансировании может быть решающим».
За несколько дней до этого впервые с начала украинского кризиса были отменены ряд санкций в отношении России. 9 октября ЕС исключил из списка запрещенных к торговле с Россией товаров компоненты ракетного топлива. Эти вещества необходимы для запусков российскими носителями европейских спутников в рамках космических программ стран ЕС. Это стало пробным шагом к нормализации экономических отношений, призванным проверить реакцию различных сил в самой Европе и в США. Примечательно, что 8 октября глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер выступил с заявлением о необходимости нормализации отношений с Россией:
"We must make efforts towards a practical relationship with Russia. It is not sexy but that must be the case, we can't go on like this," сказал он на мероприятии в южногерманском городе Passau. И добавил: "We can't let our relationship with Russia be dictated by Washington."
Перспективы сотрудничества России и Запада в борьбе с ИГ
Военная кампания России против ИГ укрепила влияние Москвы на сирийское правительство. Это влияние Россия собирается использовать для начала диалога между сирийскими властями и оппозицией. Однако предложение Москвы о консультациях с США на этот счет было отвергнуто Вашингтоном. США по-прежнему настаивают на уходе Асада как условии сотрудничества против ИГИЛ и опасаются усиления позиций России на Ближнем Востоке. Отвечая на эти опасения, президент Путин 13 октября вновь призвал к сотрудничеству и заявил: «мы не стремимся к какому-то лидерству в Сирии».
Продолжить чтение на сайте Russia Direct
На прошедшей неделе глава Пентагона посетил Индию, назвав американо-индийские отношения «стратегическим рукопожатием» и изложив попутно взгляды Вашингтона на архитектуру безопасности АТР и роль США в ее обеспечении. Визиты Джона Керри в Ирак и Афганистан продемонстрировали схожесть проблем, с которыми сталкиваются США при осуществлении своей задачи по передаче функций обеспечения безопасности местным правительствам. На этой неделе у Вашингтона появилось сразу несколько поводов «выразить обеспокоенность» действиями Москвы, однако сделал он это в неожиданно мягкой форме.
Накануне саммита НАТО, который должен пройти в июле 2018 года в Брюсселе, Министерство обороны Польши выпустило любопытный доклад – «Предложение по постоянному присутствию США в Польше в 2018 году». Помимо европейских и натовских дипломатов, которые соберутся в Брюсселе, Варшава рассчитывает повлиять на мнение американских конгрессменов и аналитиков Пентагона.
Опубликованное интервью Бена Родса обидело американских журналистов, возмутило противников иранской сделки и дало повод для законопроекта по ограничению состава Совета национальной безопасности. Группа ведущих американских экспертов на этой неделе выступила с призывом обратить внимание на проблему госдолга, которую они назвали «угрозой национальной безопасности» США. В то время как решение ядерной проблемы Северной Кореи пока даже не стоит на повестке дня, Вашингтон всерьез занялся созданием «ядерного щита» в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Развитие внешней политики России в 2017-м году будет определятся открывающимися возможностями и возникающими кризисами. К некоторым из них можно приготовиться. В нашем прогнозе «Международные угрозы 2016» мы выделяем 12 ключевых международных ситуаций, которые в наибольшей степени могут повлиять на интересы России в сфере безопасности в наступившем году.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.