Артем Соколов
Политическая жизнь Германии на несколько дней практически полностью сосредоточилась в Доме Вилли Брандта в Берлине, где представители политической элиты Германии, в том числе и канцлер Ангела Меркель, пытались договориться о формировании нового правительства. Итогом стал 28-ми страничный документ, отражающий хрупкий компромисс между ХДС-ХСС и СДПГ. Успех переговорщиков омрачен нарастающей оппозицией по отношению к руководству среди социал-демократов.
ПРЕМИУМ
15 января 2018 | 22:28

Дайджест внешней политики Германии 9-15 января

Политическая жизнь Германии на несколько дней практически полностью сосредоточилась в Доме Вилли Брандта в Берлине, где представители политической элиты Германии, в том числе и канцлер Ангела Меркель, пытались договориться о формировании нового правительства. Итогом стал 28-ми страничный документ, отражающий хрупкий компромисс между ХДС-ХСС и СДПГ. Успех переговорщиков омрачен нарастающей оппозицией по отношению к руководству среди социал-демократов. Молодежное крыло партии и часть руководства на местах выступают за перемены, которые будут невозможны при новом союзе с Меркель. Мартину Шульцу необходимо доказать однопартийцам, что новая «Большая коалиция» - это не стагнация, а возможность для развития. В ином случае, специальный съезд СДПГ 21 января рискует перечеркнуть все результаты напряженных консультаций.

Успех предварительных коалиционных переговоров и перспективы GroKo

Вся политическая жизнь в ФРГ на прошлой неделе была сосредоточена вокруг Дома Вилли Брандта в Берлине, где представители политической элиты Германии, в том числе и канцлер Ангела Меркель, пытались договориться о формировании нового правительства. Переговоры обычно продолжались до глубокой ночи и, очевидно, проходили в интенсивном формате. Наконец, в ночь на 12 января на предварительных консультациях между ХДС-ХСС и СДПГ была достигнута принципиальная договоренность о начале полномасштабных коалиционных переговоров между партиями.

Сторонам удалось согласовать 28-ми страничный документ, определяющий базовые принципы совместной политической стратегии предполагаемой «Большой коалиции». Его текст свидетельствует о том, что всем участникам переговоров пришлось пойти на определенные уступки для достижения базового консенсуса.

Часть документа, определяющая внешнеполитические принципы будущей «Большой коалиции», содержит ряд тезисов, явно отражающих риторику нынешнего главы немецкого МИД Зигмара Габриэля и в целом характерную для социал-демократов. Впрочем, тезис о том, что Европе необходимо самостоятельно вершить свою судьбу, практически скопирован с одного из резонансных выступлений канцлерин после последних президентских выборов в США:

«Новые приоритеты США, усиление Китая и политика России со всей определенностью означают, что Европа должна брать судьбу в свои руки. Только единая Европа имеет шансы утвердиться и отстаивать собственные интересы в этом мире».

Внешнеполитические приоритеты GroKo представляют не столько германское, сколько европейское измерение, что, впрочем, является уже устоявшимся трендом германской внешнеполитической риторики:

«Для Германии сильная и единая Европа является лучшим гарантом мирного будущего, свободы и благосостояния».

Наряду с традиционными взглядами на ЕС как на демократическое и правовое пространство, в документе указывается на необходимость усиления внешнеполитической и силовой компоненты ЕС, наполнения реальным содержанием инициативы PESCO.

Что касается миграционного кризиса, то, по мнению авторов документа, ЕС предстоит продемонстрировать ответственный гуманитарный подход к проблеме. Предполагается одновременное усиление защиты внешних границ европейских государств при справедливом распределении миграционной нагрузки между ними. В то же время интеграционный ресурс ФРГ назван ограниченным. Вопреки позиции СДПГ в тексте сохранено упоминание о верхней границе приема беженцев, составляющей 180-220 тыс. человек в год, составленной на основе статистических данных. В Бундестаге должна начать работу специальная комиссия по делам беженцев, о реальных полномочиях которой пока мало информации. В целом, миграционный вопрос, как и во время переговоров с «Зелеными» и СвДП, стал одним из наиболее сложных. Есть вероятность, что в ходе полноценных переговоров здесь могут возникнуть новые противоречия, так как ХСС и СДПГ сохраняют почти полярные позиции по мигрантам.

Будущее ЕС связано с необходимостью его реформирования. Ключевая роль здесь предназначена франко-германскому взаимодействию, которое следует усилить и модернизировать. Парижу и Берлину отводится роль мотора европейских перемен. Руководству двух стран надлежит сверить свои позиции по широкому кругу вопросов европейской и международной политики. Авторы документа стремятся тем самым дать позитивный сигнал французскому президенту Эммануэлю Макрону, также выступающему за реформирование ЕС при тесном франко-германском взаимодействии.

Принятый на консультациях документ оставил множество вопросов у однопартийцев Мартина Шульца. Многие из них уже заявили о необходимости доработать документ, добавив или убрав отдельные положения. В ХДС на желание социал-демократов изменить текст соглашения смотрят с раздражением – уже достигнутый компромисс стоил значительных усилий. Между зампредами ХДС и СДПГ возникла целая дискуссия, в ходе которой социал-демократ Ральф Штенгер заявил о необходимости существенно дополнить договор, в ответ на что получил отповедь от коллеги из ХДС Томаса Штробля о недопустимости внесения значительных правок в документ.

Радость от долгожданного первого успеха Меркель в формировании нового правительства оттеняется хрупкостью и возможной недолговечностью результата. Если в ХДС-ХСС коалиционное соглашение готовы оформить «здесь и сейчас», то в СДПГ действует сильное лобби против новой коалиции с христианскими демократами. Позиция Шульца, ранее неоднократно высказывавшего против любой коалиции с Меркель, многим кажется беспринципной и подрывающей авторитет партии. Особенно активно проявляет себя Союз молодых социалистов и социалисток в СДПГ «Юзос» (Jusos) во главе с Кевином Кюнертом, открыто критикующий руководство СДПГ за компромиссы с канцелерин. Кюнерт инициировал общегерманскую кампанию «#NoGroKo-Tour», в ходе которой будет пытаться убедить однопартийцев по всей стране проголосовать против «Большой коалиции».

Недовольство проявляют и партийные руководители на местах. Так, шеф партийной организации Саксонии-Анхальт Михаэль Грошек выступил против создания GroKo и смог убедить большинство местных членов СДПГ проголосовать против коалиции с ХДС на региональном съезде партии в Вернигероде. За отмену переговоров с партией Меркель проголосовало 52 делегата из 103.

Будущее новой «Большой коалиции» решится на специальном съезде СДПГ 21 января. К этому времени Мартину Шульцу придется провести внушительную работу внутри своей партии. Ему предстоит убедить и руководителей, и рядовых членов СДПГ в том, что будущая коалиция выгодна социал-демократам. Сделать это будет непросто. Его оппоненты убеждены, что именно вялая политика партии в союзе с ХДС привела к падению электоральной популярности и беспрецедентно низким результатам социал-демократов на последних выборах. Внутри партии, особенно среди молодежи, наблюдается запрос на перемены. Повторение коалиции с партией Меркель ему не соответствует. Кроме того, по-прежнему сильны опасения вокруг АдГ, которая станет крупнейшей оппозиционной партией в ФРГ. «Альтернатива» получит право первого слова на дискуссиях Бундестаге, все более сбрасывая с себя навязанный имидж маргиналов, и игнорировать ее станет труднее. Немецкий парламент станет местом для напряженных дискуссий, несмотря на большинство GroKo. Назревающая оппозиция руководству внутри СДПГ рискует привести к нарушению партийной дисциплины при голосовании.

Возможная стратегия Шульца на ближайшую неделю – представить «Большую коалицию» как источник новых возможностей для СДПГ, разбив предрассудки о вероятной политической инертности коалиции. Конечно, не обойдется без закулисных обещаний министерских портфелей и других высоких должностей партийным лидерам разного формата. Многое решит личный уровень доверия Шульцу и его способность убеждать сторонников и оппонентов. При этом остается вопрос – насколько его обещания оправдаются в ходе самих коалиционных переговоров, если они все же состоятся.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

18 сентября 2014 | 23:00

Мадридская конференция по Ливии на фоне кризиса власти

В Ливии происходит процесс передела власти между конкурирующими шейхами племен, амбиции которых эффективно сдерживались до 2011 г. полковником Каддафи. Каждый из двух сформировавшихся на сегодняшний момент лагерей не обладает значительным преимуществом над соперником и не представляет внутренне цельной структуры. Что в таких условиях надеется решить Международная конференция в Мадриде – не совсем ясно.

31 июля 2015 | 19:19

Дайджест внешней политики США за неделю (24 - 31 июля)

Уже две недели споры по поводу договора по иранской ядерной программе не сходят с передовиц американских газет. На этой неделе интерес к вопросу подогрели выступления троицы - госсекретаря Джона Керри, министра финансов Джейкоба Лью и министра энергетики Эрнеста Моница – на трех заседаниях комитетов обеих палат Конгресса. Каждое из заседаний длилось по несколько часов, и если первые два проходили в комитетах по международным делам, где присутствие министров было обязательно, то на заседание Комитета по вооруженным силам 29 июля все три министра пришли без формального запроса со стороны главы комитета Джона Маккейна. Об этом Маккейн не преминул заявить в самом начале заседания и даже предложил начать заседание, не дожидаясь нежданных гостей.

15 мая 2018 | 23:37

Дайджест внешней политики Германии 8-15 мая

Для еще недостаточно искушенного в дипломатических тонкостях Мааса поездка в Москву стала первым по-настоящему серьезным испытанием. Впервые ему пришлось выйти за зону комфорта – переговоры пришлось вести не с ближайшими союзниками, а со сложным и неуступчивым партнером. Значительно осложнили задачу антироссийские высказывания Мааса накануне визита. В меру своих сил министр стремился сохранять конструктивный подход во время поездки.

7 мая 2015 | 13:00

Плацдарм на Одере: Зачем Германия и Польша нужны друг другу

Вопреки распространенному представлению о Польше как о безропотном вассале Вашингтона, Варшава проводит в Европе собственную активную политику. В ее основе — отношения с признанным европейским лидером, Германией. Берлин разыгрывает польскую карту, когда речь заходит об изменениях на постсоветском пространстве или очередных спорах с «Газпромом», а Варшава надеется при помощи Берлина укрепить свои позиции в мировой политике и стать ведущим союзником ФРГ к востоку от Одера.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
17 декабря 2014 | 20:00
5 декабря 2014 | 17:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова