Геворг Мирзаян
Политическая роль Казахстана в мире и даже регионе не дотягивает до роли экономического лидера. Именно поэтому казахстанские власти активно пиарят страну на внешней арене. Безусловно, одной из важнейших витрин страны является столица Астана. Выстроенный в степи город поражает пространством, высотными зданиями и, самое главное, чистотой (что редкость на постсоветском пространстве). Однако для того, чтобы иностранцы увидели Астану, их нужно туда заманить. 
ПРЕМИУМ
25 июля 2015 | 20:14

Новая роль Казахстана в Евразии

Казахстан является самой успешной страной Средней Азии. Теперь ей нужно, чтобы все об этом узнали.

За годы пребывания у власти Нурсултану Назарбаеву, в отличие от его южных соседей, удалось создать стабильное и развитое государство. Казахстан не сотрясают внутренние конфликты, революции и межнациональные столкновения (нередко можно увидеть, как два казаха, прекрасно знающих родной язык, в диалоге несколько раз переходят с казахского на русский и наоборот), он не живет на переводы мигрантов из России. По сути, казахстанская экономика ориентирована на экспорт.

«На сегодня мы экспортируем 850 экспортных товаров, по 160 из них Казахстан входит в ТОП-50 стран-экспортеров. В целом, Казахстан сейчас вошел в 50 лучших экспортеров, занимает 49 место», - говорит министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев.

В политическом плане Нурсултан Назарбаев не конфликтует ни с одной из сил, имеющих интересы в Средней Азии: ни с Россией, ни с Китаем, ни с ЕС, ни с США. Реализуемый Китаем проект «экономического пояса Шелкового пути» дает Казахстану как самой большой и успешной стране Средней Азии дополнительные возможности для развития, транзитных доходов, а также для укрепления контактов со странами Запада и Востока. Важно, что Россия, с подозрением относящаяся к европейским проектам, не имеет ничего против китайского: на саммите в Уфе Владимир Путин заявил о возможности сопряжения между проектом евразийской интеграции и китайским «шелковым путем».

Однако при этом политическая роль Казахстана в мире и даже регионе не дотягивает до роли экономического лидера. Именно поэтому казахстанские власти активно пиарят страну на внешней арене. Безусловно, одной из важнейших витрин страны является столица Астана. Выстроенный в степи город поражает пространством, высотными зданиями и, самое главное, чистотой (что редкость на постсоветском пространстве). Однако для того, чтобы иностранцы увидели Астану, их нужно туда заманить. Именно поэтому серьезнейшим имиджевым проектом является выставка Экспо-2017, к которой казахстанские власти тщательнейшим образом готовятся, возводя в столице целый комплекс зданий. По идее, выставка должна открыть для многих европейских бизнесменов Казахстан, показать им все плюсы казахстанской экономики. Именно поэтому проект находится на личном контроле у Назарбаева, и он недоволен темпами строительства, а также качеством медийной компании вокруг него.

«На сегодня нет четкого коммуникативно-медийного плана, системно не проработан вопрос имиджевого продвижения, при этом все усилия направлены лишь на проведение разовых мероприятий. Только грамотно продуманная стратегия позволит привлечь в страну туристов и достичь показателя в 5 миллионов посещений – еще одного параметра успешности выставки», - говорит Назарбаев. – «Необходимо организовывать презентации по теме выставки на крупных экономических, туристических форумах, спортивных мероприятиях, использовать предстоящий Давосский форум, Санкт-Петербургский форум, Астанинский экономический форум для приглашения стран для участия».

В то же время перед государством стоят и серьезные вызовы. Первый и самый очевидный - что будет со страной после ухода Нурсултана Назарбаева. Как и во всех странах Средней Азии, в Казахстане действует полуручной метод управления. Президент замыкает на себе цепочки процессов принятия решений. Помимо очевидных плюсов в виде контроля тут множество минусов, в частности, зависимость пути развития от личности президента. И если Назарбаев оказался крайне мудрым и осторожным президентом, лавирующим между различными течениями казахстанской политики, то его наследник может быть не столь эффективным.

«Есть осознание того, что преемник не будет обладать столь мощной харизмой, как у Назарбаева, что могут возникнуть проблемы, и лучше их решать через институты, причем реальные, а не такой парламент, где присутствует одна партия», - говорит председатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.

Как известно, политические реформы всегда проходят наиболее болезненно, однако среди всех лидеров среднеазиатских стран именно Нурсултану Назарбаеву (с его космополитичными взглядами и отсутствием необходимости кому-то что-то доказывать) проще всего их провести. В том же Узбекистане или Таджикистане о возможности политической модернизации и речи быть не может.

Второй вызов - это исламизм. Да, Казахстан является на сегодняшний день самой успешной со всех точек зрения страной Средней Азии, но даже его не обошел вирус исламизма. Ректор одного из ведущих ВУЗов страны говорит о заполненных молодыми людьми мечетях, и о муллах, которые (по его словам, от недостатка образования) внедряют в умы молодежи идеи, далекие от современного взгляда на жизнь. Причем, по словам источника в правительстве страны, наибольшая исламизация происходит именно в западных районах Казахстана - то есть там, где сосредоточены запасы углеводородов. Сам источник связал это с деятельностью иностранных НПО, однако речь тут идет скорее о региональном тренде и о недостатке в светских государствах Средней Азии чувства идейной сопричастности. Казахстанские власти прекрасно отдают себе отчет о масштабах угрозы и, судя по всему, несколько лет назад решили всерьез ею заняться. Однако проблема в том, что решать эту проблему на национальном уровне крайне непросто: ее нужно решать комплексно во всем среднеазиатском регионе. И у Казахстана есть все шансы еще больше поднять свой авторитет через совместные с Россией и Китаем действия по нейтрализации угрозы исламизма на всем пространстве стран ШОС.

Впервые опубликовано на сайте Expert Online.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Безопасность»

16 марта 2018 | 16:56

Дайджест внешней политики США (9-15 марта)

Перестановки в кабинете привели к росту количества единомышленников в окружении Трампа. Неожиданное согласие Трампа на личную встречу с главой КНДР заставили американских экспертов строить предположения о параметрах такого соглашения. Введенные в четверг санкции против российских граждан и организаций (во многом дублирующие уже существующие санкционные списки и обвинения Мюллера) позволили Трампу продемонстрировать жесткость в отношении России.

8 марта 2015 | 19:00

Европа готова отступить в санкциях

В Евросоюзе понимают, что стороны и без того уже зашли слишком далеко в противостоянии. Поэтому если не произойдет резкое обострение ситуации на Украине, то ни о каком вводе существенных новых санкций речи идти не будет (расширение «черного списка» лиц на въезд в ЕС к таковым не относится). А значит и не ожидается серьезной эскалации конфликта между Россией и ЕС.

12 января 2018 | 12:30

Дайджест внешней политики США (5-11 января)

Во время визита в США премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг продемонстрировала умение лавировать между американской «либеральной общественностью» и Дональдом Трампом. На первом раунде переговоров по пересмотру соглашения о свободной торговле между США и Южной Кореей Вашингтон занял более мягкую позицию по сравнению с НАФТА.

13 ноября 2014 | 14:00

Документ дня: ЕС за суверенную Палестину

Глава европейской дипломатии Федерика Могерини выступила в Рамалле с рядом тезисов, раскрывающих позицию ЕС по палестино-израильскому урегулированию. Лейтмотивом ее речи стала поддержка палестинского правительства и призыв к Израилю остановить свою поселенческую активность на территории, подконтрольной Палестинской национальной администрации.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова