Геворг Мирзаян
По политико-экономическим пунктам, которые уже давно пора было начать исполнять, согласия между сторонами нет, поэтому они и вынуждены обсуждать технические моменты наподобие отвода вооружений. При этом абсолютно отдавая себе отчет в том, что на деле никакого отвода не будет. Однако это не означает, что нужно прекращать Минский формат и расходиться по домам - формальный провал переговорного процесса резко повышает вероятность начала полномасштабных боевых действий, которые на сегодняшний день не нужны ни России, ни Европе.
ПРЕМИУМ
15 сентября 2015 | 17:31

Чрезвычайные разногласия участников международных форматов по украинскому кризису

На днях прошли очередные переговоры министров иностранных дел стран-участниц Нормандского формата. По сути стороны признали, что согласия по политическим вопросам между ними нет.

На сегодняшний день существует два переговорных формата, в рамках которых обсуждается вопрос решения украинского гражданского конфликта. Ни для кого уже не секрет, что первый из них -  Минский формат -  существует лишь формально, стороны, по сути, занимаются имитацией деятельности.

«Сейчас в рамках подгруппы по вопросам безопасности контактной группы, которая работает в Минске, обсуждается проект соглашения об отводе вооружений калибром менее 100 мм, - пояснил министр иностранных дел России Сергей Лавров. - Мы заслушали руководителя специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, который подтвердил, что проект соглашения на 90 процентов готов, остается досогласовать некоторые детали, но как всегда в этих деталях дьявол».

В переводе на русский язык это означает, что по политико-экономическим пунктам, которые уже давно пора было начать исполнять, согласия между сторонами нет, поэтому они и вынуждены обсуждать технические моменты наподобие отвода вооружений.

При этом абсолютно отдавая себе отчет в том, что на деле никакого отвода не будет. Однако это не означает, что нужно прекращать Минский формат и расходиться по домам - формальный провал переговорного процесса резко повышает вероятность начала полномасштабных боевых действий, которые на сегодняшний день не нужны ни России, ни Европе.

В свою очередь, проходящий параллельно с Минским форматом Нормандский является несколько более эффективным и полезным. Если в рамках Минского стороны обсуждают варианты мирного завершения украинского гражданского конфликта (которых нет и не будет до тех пор, пока Киев хотя бы не признает наличие этого конфликта), то в рамках Нормандского идет дискуссия о том, как ЕС и России нормализовать отношения и, возможно, стабилизировать ситуацию на Украине.

Да, обсуждение политических статей буксует и тут.

«Мы констатировали чрезвычайные разногласия в измерении конституционных изменений: российская сторона продолжает настаивать на том, что они не являются отображением того, каким образом должен осуществляться процесс деэскалации и стабилизации», - жалуется глава украинского МИД Павел Климкин.

Москва четко опирается на пункты Минских соглашений, и ее позиция настолько железобетонна, что ее разделяют даже представители украинских добровольческих батальонов, которые открыто оппонируют министру иностранных дел Украины.

«Там черным по белому написано (если простым языком) - сначала выборы, амнистия, финансирование от Украины, русский язык, трансграничное сотрудничество с РФ, народная милиция, очевидно переделанная из " бригад ДНР", а уж потом контроль над границей. Может быть. Это пункты 9-11», - поясняет народный депутат Семен Семенченко.

По его словам, власти не могут по-честному имплементировать эти пункты Минских соглашений, поскольку им это не позволит украинский народ.

Между тем, очевидно, что Петру Порошенко очень непросто будет провести через второе чтение даже тот вариант конституционных поправок, которые он внес в Раду. Напомним, что первое чтение закончилось потасовками, скандальным спасением законопроекта за счет голосов Оппозиционного блока, метанием гранаты в ряды правоохранителей и выходом из правящей коалиции Радикальной Партии Олега Ляшко. Эксперты опасаются, что второго чтения (когда нужно будет набрать две трети голосов) законопроект не переживет, и, по их мнению, президент может попытаться под благовидным предлогом отказаться от этих поправок. Сам Порошенко уже дает понять, что такой вариант возможен.

«У нас будет 300 голосов, если будет мир, имплементация Минских соглашений, если все будет хорошо. У меня нет никаких сомнений», - говорит он, прекрасно отдавая себе отчет в том, что хорошо не будет.

Учитывая подход официального Киева к вопросу конституционных изменений и местных выборов, ЛНР и ДНР скорее всего не будут выполнять свою часть обязательств по Минским соглашениям - в частности, отдавать под контроль Киева свой участок границы с Россией.

В итоге получается, что Евросоюз не готов оказывать серьезное давление на киевские власти и принуждать их соблюдать политические статьи Минских соглашений, а Россия (по крайней мере, на данный момент) не готова оказывать серьезное давление на ополченцев и вынуждать их отменять собственные местные выборы. Как минимум до тех пор, пока Петр Порошенко не будет исполнять то, о чем договорились в Минске. Поэтому наиболее полезными темами для обсуждения сейчас станут проблемы замороженного конфликта. Причем в буквальном смысле.

«Приближается зима и население восточной Украины не должно второй раз пережить такую же зиму, как в прошлый раз. Поэтому все согласились в том, что мы должны призвать контактную группу поскорее прояснить гуманитарные вопросы», - заявил Франк Вальтер Штайнмаейр.

2 октября должен состояться саммит глав-государств России, Германии, Франции и Украины, поэтому к этому времени стороны должны достичь каких-то компромиссов, чтобы Владимиру Путину, Ангеле Меркель, Франсуа Олланду и Петру Порошенко было что подписывать.

 

Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

9 января 2017 | 16:39

Дайджест внешней политики США (23 декабря – 5 января)

Решение Администрации Обамы не блокировать «антиизраильскую» резолюцию СБ ООН вызвало в Вашингтоне волну недовольства, направленную в адрес Белого Дома и самой ООН. Предпринятый администрацией Обамы комплекс карательных мер в адрес России вызвал в США смешанную реакцию. С официальным открытием новой сессии Конгресса демократическое меньшинство в обеих палатах начало строить планы по противодействию республиканцам.

23 сентября 2014 | 23:44

Политические цели международного терроризма на Ближнем Востоке

Очевидно, что международный терроризм не мог бы быть столь успешен без финансовой и политической поддержки ряда государств. Несмотря на провал американских «контролеров», некоторые элиты в других странах до сих пор полагают, что способны справиться лучше американцев и успешно использовать международных террористов в своих целях.

8 июня 2015 | 22:00

Северная Осетия: смена караула

На управленческом Олимпе в Северной Осетии перемены. Владимир Путин подписал указ об освобождении от должности главы этой республики в связи с истечением срока его полномочий. Временно исполнять обязанности руководителя одного из северокавказских субъектов РФ будет Тамерлан Агузаров. И хотя до июньского указа его имя практически не фигурировало в обсуждениях относительно возможных претендентов на пост первого лица республики, сегодня можно с большой определенностью утверждать, что именно он в скором времени избавится от приставки врио.

11 ноября 2014 | 15:57

Бесперспективность санкций в борьбе с исламистским терроризмом

Попытки США стабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке – и военным и мирным способами – пока доказывают свою неэффективность, а экстремистский исламизм во многом задает тон региональной политике.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова