Внешнюю политику США ждут перемены. Их повлекут качественные изменения в оценках американцами роли своей страны в международных делах. В 2012 году статистика зафиксировала тенденцию - более половины жителей США впервые за 50 лет высказались против активной внешней политики.
ПРЕМИУМ
24 марта 2014 | 18:43

Чего ждут американцы от внешней политики США?

Внешнюю политику США ждут перемены. Их повлекут качественные изменения в оценках американцами роли своей страны в международных делах. В 2012 году статистика зафиксировала тенденцию - более половины жителей США впервые за 50 лет высказались против активной внешней политики.  

Международное положение страны глазами американцев
Согласно результатам социологического опроса “Место Америки в мире”, впервые с 1964 года большинство американцев  высказалось против вовлечения США в решение международных проблем (52%). По данным опроса агентства «PewResearch», в начале 2000-х годов так считали около 30% респондентов. Еще большее число опрошенных (80%) поддержало смещение фокуса внимания правительства с внешней политики на внутреннюю. Эти изменения социологи связывают с двумя факторами: сложной экономической ситуацией в США и усталостью общества от активной и безрезультатной внешней политики.

Американцы осознают, что международному имиджу страны нанесен урон - 70% опрошенных отмечают, что США стали меньше уважать в мире. Но это не говорит о готовности общества вернуться к изоляционизму. Граждане США хотят, чтобы их страна продолжала играть ведущую роль в мире, разделяя ответственность с основными союзниками по НАТО (72%). Американцы также выступают за более активное вовлечение страны в мировую экономику, считая, что это позволит открыть новые рынки для товаров из США. 68% опрошенных признают Америку ведущей военной державой, но лишь 31% считают, что страна является лидером в экономике.

Казалось бы, политический курс администрации Барака Обамы соответствует общественным ожиданиям. Белый дом при демократах отказался от односторонних действий, сделал акцент на сотрудничество с партнерами и активное развитие экономической политики. Тем не менее, в обществе сохраняется недовольство внешней политикой США (53%). Показательно, что американцы обвиняют Белый дом в нерешительности (51%).
 
Сокращение глобального присутствия США
Снижение поддержки внешней политики не удивительно. Лейтмотивом первого президентского срока Б. Обамы было исправление ошибок администрации Дж. Буша-младшего. От второго президентства Обамы американцы ждут конкретных результатов. В качестве решения Белый дом предложил программу сокращения глобального присутствия США при сохранении приоритета на продвижение демократических ценностей. В решении этой задачи американское руководство стало более прагматично подходить к поиску партнеров, и настойчивее привлекать союзников. 

В сентябре 2013 года в ходе выступления на Генеральной ассамблее ООН Б. Обама выдвинул три новых принципа внешней политики США. Первый - демократизация требует времени, и Америка не будет торопиться. Второй - США будут сотрудничать со всеми государствами на базе взаимного интереса, вне зависимости от степени их демократичности. Третий - Америка не будет в одиночку нести бремя поддержания мирового порядка.

Делегирование части ответственности на союзников неизбежно приведет к сокращению глобального присутствия США. Отказ Белого дома от участия в наземной операции в Ливии, стремление к дипломатическому решению иранской ядерной проблемы, воздержание от интервенции в Сирию, непоследовательность в связи с ситуацией на Украине - все это дает повод упрекать Б. Обаму в нерешительности. Однако развитие каждой из названных ситуаций в заметной степени зависит от участия США. Новый курс Обамы - это не символ упадка страны, но способ избежать этого упадка.

Американским президентам на протяжении истории не раз приходилось сталкиваться с проблемой восстановления страны после затяжного военного конфликта за рубежом. На месте Б. Обамы оказывались Д. Эйзенхауэр после войны в Корее, Р. Никсон после войны во Вьетнаме и Дж. Буш-старший после окончания холодной войны. Каждому из них приходилось искать пути управляемого сокращения международной роли США.

Основная проблема внешней политики США остается прежней - неверная оценка интересов и переоценка возможностей. США вмешиваются в региональные дела вдали от своих границ чтобы выяснить, что они не способны их уладить. За прошедшие десятилетия мир привык к американскому активизму и научился ему противостоять. Но нужно признать, что действия Вашингтона сдерживают больше угроз мировой безопасности, чем производят. Отказ Америки от глобального лидерства повлечет за собой появление политического вакуума, который пока не готово занять ни одно государство. 

Внешнеполитический курс Б. Обамы все чаще подвергается критике как среди населения страны, так и в правительственных кругах. У президента есть два с половиной года, чтобы попытаться изменить ситуацию. На президентских выборах в 2016 году кандидаты должны будут предложить американцам стратегию внешней политики, которая сделает страну сильным, активным и командным участником международных отношений.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

22 сентября 2016 | 17:32

Саммит ЕС в Братиславе не преодолел европейский кризис

16 сентября в Братиславе прошел экстренный саммит ЕС, в ходе которого лидеры 27 входящих в Европейский союз стран искали выход из сложившегося системного кризиса проекта объединенной Европы. Переговоры не смогли разрешить сохраняющиеся противоречия между евроскептиками из стран Вышеградской группы и оптимистами из Брюсселя. России стоит извлечь уроки из европейского кризиса и не повторять чужих ошибок в работе с Евразийским союзом.

22 июня 2015 | 09:52

Последствия усиления власти Петра Порошенко для украинской политики

Практика ситуативных альянсов между украинскими политическими силами и финансово-промышленными группами не способствует устойчивости парламентской коалиции. Кроме того, стремление Петра Порошенко даже в ограниченных условиях Конституции 2004 года добиться максимального влияния на внутреннюю политику добавляет новые стимулы для парламентариев и олигархов искать или создавать альтернативные центры силы. В итоге потенциал противоречий в рамках парламентской коалиции нарастает и ее единство обеспечивается все сложнее и сложнее.

26 июля 2014 | 20:54

Американская версия событий вокруг малазийского Боинга

Самое дорогое в мире разведывательное сообщество США с ежегодным бюджетом более 50 млрд. долл. США в последнее десятилетие дает настолько малоубедительные выводы, от которых так много зависит в международных отношениях.

9 марта 2015 | 23:00

О чем договариваются Иран и США: Переговоры близки к завершению

Несмотря на имеющиеся разногласия, шансы на успешное завершение переговоров достаточно велики. Для Обамы, который пошел на конфликт с Конгрессом ради этого соглашения,  оно может стать важнейшей дипломатической победой. А вот для президента Хасана Рухани и его министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа заключение соглашения вообще является вопросом политического выживания.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова