Внешнюю политику США ждут перемены. Их повлекут качественные изменения в оценках американцами роли своей страны в международных делах. В 2012 году статистика зафиксировала тенденцию - более половины жителей США впервые за 50 лет высказались против активной внешней политики.
ПРЕМИУМ
24 марта 2014 | 18:43

Чего ждут американцы от внешней политики США?

0 У вас осталось просмотров
Увеличить количество просмотров

Внешнюю политику США ждут перемены. Их повлекут качественные изменения в оценках американцами роли своей страны в международных делах. В 2012 году статистика зафиксировала тенденцию - более половины жителей США впервые за 50 лет высказались против активной внешней политики.  

Международное положение страны глазами американцев
Согласно результатам социологического опроса “Место Америки в мире”, впервые с 1964 года большинство американцев  высказалось против вовлечения США в решение международных проблем (52%). По данным опроса агентства «PewResearch», в начале 2000-х годов так считали около 30% респондентов. Еще большее число опрошенных (80%) поддержало смещение фокуса внимания правительства с внешней политики на внутреннюю. Эти изменения социологи связывают с двумя факторами: сложной экономической ситуацией в США и усталостью общества от активной и безрезультатной внешней политики.

Американцы осознают, что международному имиджу страны нанесен урон - 70% опрошенных отмечают, что США стали меньше уважать в мире. Но это не говорит о готовности общества вернуться к изоляционизму. Граждане США хотят, чтобы их страна продолжала играть ведущую роль в мире, разделяя ответственность с основными союзниками по НАТО (72%). Американцы также выступают за более активное вовлечение страны в мировую экономику, считая, что это позволит открыть новые рынки для товаров из США. 68% опрошенных признают Америку ведущей военной державой, но лишь 31% считают, что страна является лидером в экономике.

Казалось бы, политический курс администрации Барака Обамы соответствует общественным ожиданиям. Белый дом при демократах отказался от односторонних действий, сделал акцент на сотрудничество с партнерами и активное развитие экономической политики. Тем не менее, в обществе сохраняется недовольство внешней политикой США (53%). Показательно, что американцы обвиняют Белый дом в нерешительности (51%).
 
Сокращение глобального присутствия США
Снижение поддержки внешней политики не удивительно. Лейтмотивом первого президентского срока Б. Обамы было исправление ошибок администрации Дж. Буша-младшего. От второго президентства Обамы американцы ждут конкретных результатов. В качестве решения Белый дом предложил программу сокращения глобального присутствия США при сохранении приоритета на продвижение демократических ценностей. В решении этой задачи американское руководство стало более прагматично подходить к поиску партнеров, и настойчивее привлекать союзников. 

В сентябре 2013 года в ходе выступления на Генеральной ассамблее ООН Б. Обама выдвинул три новых принципа внешней политики США. Первый - демократизация требует времени, и Америка не будет торопиться. Второй - США будут сотрудничать со всеми государствами на базе взаимного интереса, вне зависимости от степени их демократичности. Третий - Америка не будет в одиночку нести бремя поддержания мирового порядка.

Делегирование части ответственности на союзников неизбежно приведет к сокращению глобального присутствия США. Отказ Белого дома от участия в наземной операции в Ливии, стремление к дипломатическому решению иранской ядерной проблемы, воздержание от интервенции в Сирию, непоследовательность в связи с ситуацией на Украине - все это дает повод упрекать Б. Обаму в нерешительности. Однако развитие каждой из названных ситуаций в заметной степени зависит от участия США. Новый курс Обамы - это не символ упадка страны, но способ избежать этого упадка.

Американским президентам на протяжении истории не раз приходилось сталкиваться с проблемой восстановления страны после затяжного военного конфликта за рубежом. На месте Б. Обамы оказывались Д. Эйзенхауэр после войны в Корее, Р. Никсон после войны во Вьетнаме и Дж. Буш-старший после окончания холодной войны. Каждому из них приходилось искать пути управляемого сокращения международной роли США.

Основная проблема внешней политики США остается прежней - неверная оценка интересов и переоценка возможностей. США вмешиваются в региональные дела вдали от своих границ чтобы выяснить, что они не способны их уладить. За прошедшие десятилетия мир привык к американскому активизму и научился ему противостоять. Но нужно признать, что действия Вашингтона сдерживают больше угроз мировой безопасности, чем производят. Отказ Америки от глобального лидерства повлечет за собой появление политического вакуума, который пока не готово занять ни одно государство. 

Внешнеполитический курс Б. Обамы все чаще подвергается критике как среди населения страны, так и в правительственных кругах. У президента есть два с половиной года, чтобы попытаться изменить ситуацию. На президентских выборах в 2016 году кандидаты должны будут предложить американцам стратегию внешней политики, которая сделает страну сильным, активным и командным участником международных отношений.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

4 июня 2015 | 20:00

Зачем Порошенко устроил политический цирк в Одессе

Премьер-министр назвал это решение Петра Порошенко «продолжением шапито-шоу». Между тем, у этого шоу могут быть весьма серьезные последствия, если Порошенко даст Саакашвили указания продолжить размораживание Приднестровья и использовать для этого опыт грузинско-южноосетинских отношений в середине нулевых годов. Это, безусловно, вызовет крайне жесткий ответ России. Запад вынужден будет реагировать и пойдет на обострение отношений с Кремлем - чего, в общем-то, и желает сейчас Петр Порошенко.

20 января 2015 | 15:00

«До дна еще очень далеко»

Большое значение для двусторонних отношений имеет традиция взаимодействия, унаследованная от времен холодной войны. В научной среде и дипломатическом корпусе обеих стран все еще хватает тех, кто хорошо помнит те времена. Это предельно ответственные люди, понимающие к чему может привести настоящий конфликт России и США. Вопрос в том, будут ли столь же ответственны те, кто придет им на смену.

24 марта 2014 | 16:32

Неформальный трек американо-иранской разрядки

Малое внимание было уделено неофициальной стороне переговоров между Ираном и США в Женеве – подводным течениям, которые могут сделать заключение окончательного соглашения возможным. За формальными заявлениями официальных лиц стоят реальные человеческие истории.

13 августа 2015 | 19:00

Экономические перспективы интеграции Кыргызстана в ЕАЭС

Недавно было объявлено об официальной ратификации соглашения о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС, подписанного ранее. Теперь начинается этап реализации договоренностей, практическая работа Союза в новом составе и взаимодействие республики с другими его участниками. В настоящий момент Кыргызстан сталкивается с комплексом экономических проблем, решению которых может способствовать участие в интеграционном проекте, свободный доступ к союзным рынкам, а также финансовая помощь от России, Казахстана и союзных структур, включая ЕАБР.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая

Оставьте свой e-mail для получения бесплатных материалов

 
Получить доступ к бесплатным материалам
Не показывать снова
Авторизация
Этот материал доступен для премиум-подписчиков.
Пожалуйста, войдите на сайт с помощью кнопки в правом верхнем углу.