Иван Лошкарёв
С точки зрения Кремля, в условиях резкого ухудшения отношений РФ и ЕС действия Беларуси по снятию напряженности с Европой будут политически нецелесообразными. Но вряд ли до проведения президентских выборов тактика Минска изменится, поскольку для действующего режима важнее воспроизводство, которое можно обеспечить в том числе за счет внешнеполитического балансирования. То есть белорусский лидер не стремится к сокращению возможностей для сохранения статус-кво.  
ПРЕМИУМ
23 декабря 2014 | 18:15

Беларусь возвращается к иллюзии внешнеполитического балансирования

Недавняя кампания российских органов власти по борьбе с контрабандой из Беларуси подпавших под санкции европейский товаров – это не что иное, как новое торговое противостояние. Цель этого шага – не добиться присоединения Минска к внешнеэкономическим санкциям Москвы и не обеспечить выполнение санкционного режима. В преддверии президентской избирательной кампании 2015 года в Беларуси Россия посылает Александру Лукашенко четкий сигнал: повторения разрядки белорусско-европейских отношений образца 2010 года быть не должно. Как известно, внешнеполитическое балансирование Минска между Брюсселем и Москвой было крайне неприятным опытом для российского руководства, вынудило его пойти на излишние уступки. С точки зрения Кремля, в условиях резкого ухудшения отношений РФ и ЕС действия Беларуси по снятию напряженности с Европой будут политически нецелесообразными. Но вряд ли до проведения президентских выборов тактика Минска изменится, поскольку для действующего режима важнее воспроизводство, которое можно обеспечить в том числе за счет внешнеполитического балансирования. То есть белорусский лидер не стремится к сокращению возможностей для сохранения статус-кво.   

Внешняя сторона торговых претензий такова: в октябре Россельхознадзор совместно с соответствующими службами Беларуси создал рабочую группу по выработке мер по согласованию перемещения товаров внутри Таможенного Союза. Разумеется, Беларусь никаких мер предпринимать не стала, поскольку шанс использовать ее транзитные возможности в последнее время представлялся нечасто. Более того, 25 ноября Евразийская экономическая комиссия не приняла предложенные Россией меры по внешнеэкономическим ограничениям. Так что на стороне Беларуси оказалась даже формальная правота. Впрочем, это не помешало России ввести запрет на поставки ряда категорий продовольственных товаров с отдельных белорусских предприятий. Александр Лукашенко на встрече с санкт-петербургским губернатором Георгием Полтавченко раскритиковал действия Москвы:

«У меня складывается впечатление, что на примере Беларуси в очередной раз, взявшись то за газовую трубу, то за нефтяную, а сейчас за продовольственные вопросы, хотят показать кому-то или всему миру, проучить кого-то».

За продовольственным скандалом многие не разглядели внешнеполитических маневров Минска. Согласно рассчитанному Белорусским институтом стратегических исследований Индексу развития отношений, наблюдается устойчивая тенденция к росту контактов Беларуси и стран ЕС. Более того, показатели Индекса для России и ЕС в сентябре-октябре впервые сравнялись, что означает, что нарастает не только интенсивность, но и содержательная сторона белорусско-европейских отношений. Как и в 2010 году, Минск и Брюссель обсуждают вопросы облегчения визового режима, инвестиций и более активное участи Беларуси в программе «Восточное партнерство».

Важный вопрос для режима Лукашенко – снятие европейских санкций, под действием которых сейчас находятся 201 человек и 18 предприятий. В этом направлении намечается прогресс, поскольку санкционный список 30 октября сократился на 24 фамилии и 7 предприятий.

В условиях украинского кризиса и обострения отношений Брюсселя и Москвы белорусский лидер надеется, что ЕС сместит акцент с абстрактной защиты демократии на противодействие мнимой агрессии РФ.

Поэтому Минск дистанцируется от любых действий России на Донбассе, часто выдает противоречивые комментарии по ситуации и стремится предоставить посреднические услуги сторонам конфликта. Тем самым, Лукашенко демонстрирует Европе свою непричастность, что крайне важно для ЕС и неприятно для Кремля.

Предвыборная стратегия Александра Лукашенко состоит в том, чтобы продемонстрировать его незаменимость в экономической и политической сфере. По данным сентябрьского опроса оппозиционной социологической организации НИСЭПИ, рейтинг белорусского президента демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. Трехкратное падение курса доллара летом 2011 года резко снизило популярность Лукашенко, доверие граждан восстанавливалось медленно. Тем не менее, рейтинг президента составляет всего 45%. Существующих показателей электоральной поддержки (даже с поправкой на лояльность к действующему президенту нынешнего состава ЦИК) явно недостаточно для убедительной победы белорусского лидера в 2015 году, которая могла бы легитимизировать его в глазах населения и России. С учетом структурных дисбалансов в белорусской экономике и угрозой рецессии в России, белорусскому лидеру сложно будет показать состоятельность своей экономической стратегии. Всего 33% избирателей уверены, что с уходом Лукашенко экономическая ситуация в стране ухудшится, а 18% убеждены, что, наоборот, улучшится. Поэтому Лукашенко будет делать упор на политические достижения и преимущества нынешних властей

Для предвыборной кампании белорусскому президенту в области внешней политики необходимо показать наличие тесных связей, как с Россией, так и с ЕС. Только таким образом можно дискредитировать риторику оппозиционеров о необходимости переориентации на Европу. Вдобавок, такая линия вызывает раздражение Москвы и делает российское руководство более уступчивым в вопросе предоставления кредитов и условий евразийского интеграционного строительства.

С учетом географического положения Беларуси, симпатии населения всегда распределялись между РФ и ЕС, обычно со значительным перевесом России. Так, в сентябре по данным НИСЭПИ, при выборе между объединением с Россией и вступлением в ЕС только 32% респондентов выбрали последнее (а в 2013 году проевропейская ориентация даже превысила пророссийскую). Тем не менее, в ближайшей перспективе гипотетическое вступление в ЕС одобряют лишь 25% белорусов, а слияние с РФ – 54%.  Таким образом, в Беларуси значительная часть населения связывает свои надежды с «европейским» будущим страны, что действующий президент игнорировать не может.

11 декабря в Минске прошло мероприятие, которое свидетельствует, что белорусское руководство сделало выбор в пользу внешнеполитического балансирования, в пользу угроз дипломатической переориентации на Европу. Глава белорусского МИД провел встречу с послами стран-членов ЕС, в ходе которой «состоялся обмен мнениями по проблемным вопросам в отношениях Республики Беларусь и Российской Федерации, а также развития евразийских интеграционных процессов».

Вероятно, ЕС близок к тому, чтобы принять условия белорусского руководства: невмешательство во внутренние дела страны в обмен на нейтралитет на Украине и смягчение условий политической конкуренции.

Такой шаг будет иметь и антироссийскую направленность, поскольку снизит мотивацию Беларуси в продвижении евразийской интеграции и будет призван внести раскол в существующие интеграционные структуры. Однако Брюссель отдает себе отчет, что сближение с Минском будет непродолжительным и имеет своей целью переизбрание Александра Лукашенко. Поэтому встречные шаги по отношению к Минску будут незначительными и компромиссными. Но этого будет достаточно для белорусского президента, чтобы воссоздать иллюзию выбора страны между Европой и Россией.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

31 июля 2015 | 17:56

Кто формирует внешнеполитические программы претендентов на пост президента США

До президентских выборов в США больше года, но кампания, по сути, уже идет. Политики, объявившие о своем участии в гонке, делают предвыборные заявления, в том числе и внешнеполитические.Традиционно американцы международными проблемами интересуются меньше, чем домашними. Однако президентская гонка, стартовавшая всего несколько месяцев назад, в этом смысле уже стала исключением. Еще в феврале опросы общественного мнения показывали удивительные результаты: многие американцы (41 процент) убеждены, что избирательная кампания 2016 года будет сосредоточена вокруг внешней политики.

19 декабря 2014 | 08:00

Положение американских мусульман после терактов 11 сентября 2001 года

Спустя несколько лет после терактов 11 сентября администрация Буша-младшего осознала ошибочность использования жёстких мер по отношению к мусульманам, проживающим в США. В 2004 году Белый Дом и мусульманские религиозные учреждения начали совместную работу по выработке механизмов интеграции мусульман в американское общество. Однако постоянный страх перед исламом, сопровождающийся стереотипным представлением о мусульманах, породили исламофобию в широких американских общественных, политических и академических кругах.

26 мая 2014 | 22:24

Контуры стратегического сотрудничества между Россией и Бразилией

Москва ощущает растущую поддержку со стороны Бразилии в международных делах и в ответ поддерживает претензии партнера на региональное лидерство. Сотрудничество в стратегических областях в перспективе выведет двусторонние отношения в разряд приоритетных.

15 июня 2018 | 13:35

Дайджест внешней политики США (8-14 июня)

Стремительное развитие событий во время саммита «Группы семи», прошедшего 8-9 июня в каналском Шарлевуа, превратили обычно формальное мероприятие в довольно захватывающее зрелище. Неожиданно для всех американская делегация предложила принцип «нулевых тарифов» для установления «подлинной свободной торговли». Затем, уже находясь на борту самолета Дональд Трамп отозвал свою подпись под коммюнике, под предлогом «ложных» заявлений премьер-министра Канады.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
18 апреля 2015 | 04:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова