18-20 ноября в Лиме состоялся очередной саммит АТЭС. Для президента США Барака Обамы встреча лидеров стран азиатско-тихоокеанского региона стала последней зарубежной командировкой в текущем статусе. Как и в случае с недавним европейским турне, американскому лидеру, вместо церемониальных прощаний с коллегами и партнерами, пришлось вести активную переговорную деятельность, чтобы заверить союзников США в неизменности внешнеполитичеким приоритетов Вашингтона.
Наибольшее беспокойство американских партнеров по АТЭС было вызвано отказом избранного президента Дональда Трампа продолжать работу над проектом Транстихоокеанского партнерства (ТТП), призванного выполнять функцию сдерживания Китая в регионе. Маловероятно, что Трамп откажется от одного из центральных предвыборных обещаний, которое обеспечило ему поддержку избирателей т.н. «Ржавого пояса». Более того, миллиардер уже заявил о намерении выйти из ТТП в первый день после инаугурации, т.е. 21 января 2016 г. На саммите АТЭС Обама пытался успокоить партнеров, однако аргументов для этого было не так много. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:
«…сейчас ряд стран региона начали колебаться, и склоняться в сторону китайской Зоны свободной торговли в АТР, которая будет функционировать по китайским правилам и, как считают многие, под китайским экономическим началом. И, к сожалению для Обамы, тут он никаких гарантий союзникам относительно жизнеспособности американской альтернативы не дал — президент лишь призвал не хоронить ТТП раньше времени и дать Трампу время разобраться в ситуации».
Другой проблемой, явно волновавшей страны региона, стали неоизоляционистские высказывания Трампа, исходя из которых, США самоустранялись от обязанности обеспечивать безопасность своих партнеров. Здесь Барак Обама также не мог дать исчерпывающие ответы на обеспокоенность американских союзников в регионе. Впрочем, по мнению Геворга Мирзаяна, их скептицизм вызван не только громкими заявлениями Трампа, но и политикой уходящей американской администрации:
«Кроме того, никто сильнее не подорвал веру в альянсы с США, чем сам Барак Обама. Именно 44-й президент поставил рекорд по сдаче союзников, причем даже не в рамках выгодного для интересов США варианта обмена. Это Хосни Мубарак, Петр Порошенко, Михаил Саакашвили, отчасти Муаммар Каддафи, который имел гарантии безопасности от США, Реджеп Эрдоган, Беньямин Нетаньяху (чьи интересы Обама слил ради несостоявшейся попытки примирения с исламистами и состоявшейся сделки с Ираном) и короли Саудовской Аравии (вторые жертвы иранской сделки)».
Несмотря на успокаивающие заявления президента США, множество аспектов американского внешнеполитического курса в азиатско-тихоокеанском регионе остаются в состоянии значительной неопределенности. Страны регионы с гораздо бóльшим вниманием прислушиваются к сигналам от формирующейся команды избранного президента Трампа, чем к Бараку Обаме, находящемуся в статусе «хромой утки».
За последний месяц правительству Терезы Мэй удалось создать нарратив, возвращающий нас к Яну Флемингу, который внес значительный вклад в психологическое измерение Холодной войны. Освещение СМИ «дела Скрипалей», химическая атака в Сирии и ракетные удары по войскам Асада в ответ на неё – всё это создает видимость значимости Великобритании на международной арене, тогда как продолжающийся развод с ЕС говорит об обратном.
В отношении Грузии НАТО играет беспроигрышную партию – включая страну в свою глобальную систему присутствия и получая от этого стратегические выгоды отдавая за это минимальное.
Премьер-министр назвал это решение Петра Порошенко «продолжением шапито-шоу». Между тем, у этого шоу могут быть весьма серьезные последствия, если Порошенко даст Саакашвили указания продолжить размораживание Приднестровья и использовать для этого опыт грузинско-южноосетинских отношений в середине нулевых годов. Это, безусловно, вызовет крайне жесткий ответ России. Запад вынужден будет реагировать и пойдет на обострение отношений с Кремлем - чего, в общем-то, и желает сейчас Петр Порошенко.
Прошел год с момента вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Что изменилось в стране за это время? Какие возможности для экономического развития были использованы Бишкеком, и с какими трудностями ему пришлось столкнуться? Анализируем ситуацию в нашем обзоре.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.