Геворг Мирзаян
Артем Соколов
18-20 ноября в Лиме состоялся очередной саммит АТЭС. Для президента США Барака Обамы встреча лидеров стран азиатско-тихоокеанского региона стала последней зарубежной командировкой в текущем статусе. Американскому лидеру не удалось предоставить партнерам Вашингтона о АТЭС гарантии продолжения работы над ТТП со стороны администрации Дональда Трампа.
ПРЕМИУМ
22 ноября 2016 | 14:00

Барак Обама не смог дать гарантии партнерам по АТЭС

18-20 ноября в Лиме состоялся очередной саммит АТЭС. Для президента США Барака Обамы встреча лидеров стран азиатско-тихоокеанского региона стала последней зарубежной командировкой в текущем статусе. Как и в случае с недавним европейским турне, американскому лидеру, вместо церемониальных прощаний с коллегами и партнерами, пришлось вести активную переговорную деятельность, чтобы заверить союзников США в неизменности внешнеполитичеким приоритетов Вашингтона.

Наибольшее беспокойство американских партнеров по АТЭС было вызвано отказом избранного президента Дональда Трампа продолжать работу над проектом Транстихоокеанского партнерства (ТТП), призванного выполнять функцию сдерживания Китая в регионе. Маловероятно, что Трамп откажется от одного из центральных предвыборных обещаний, которое обеспечило ему поддержку избирателей т.н. «Ржавого пояса». Более того, миллиардер уже заявил о намерении выйти из ТТП в первый день после инаугурации, т.е. 21 января 2016 г. На саммите АТЭС Обама пытался успокоить партнеров, однако аргументов для этого было не так много. По словам аналитика агентства «Внешняя политика» Геворга Мирзаяна:

«…сейчас ряд стран региона начали колебаться, и склоняться в сторону китайской Зоны свободной торговли в АТР, которая будет функционировать по китайским правилам и, как считают многие, под китайским экономическим началом. И, к сожалению для Обамы, тут он никаких гарантий союзникам относительно жизнеспособности американской альтернативы не дал — президент лишь призвал не хоронить ТТП раньше времени и дать Трампу время разобраться в ситуации».

Другой проблемой, явно волновавшей страны региона, стали неоизоляционистские высказывания Трампа, исходя из которых, США самоустранялись от обязанности обеспечивать безопасность своих партнеров. Здесь Барак Обама также не мог дать исчерпывающие ответы на обеспокоенность американских союзников в регионе. Впрочем, по мнению Геворга Мирзаяна, их скептицизм вызван не только громкими заявлениями Трампа, но и политикой уходящей американской администрации:

«Кроме того, никто сильнее не подорвал веру в альянсы с США, чем сам Барак Обама. Именно 44-й президент поставил рекорд по сдаче союзников, причем даже не в рамках выгодного для интересов США варианта обмена. Это Хосни Мубарак, Петр Порошенко, Михаил Саакашвили, отчасти Муаммар Каддафи, который имел гарантии безопасности от США, Реджеп Эрдоган, Беньямин Нетаньяху (чьи интересы Обама слил ради несостоявшейся попытки примирения с исламистами и состоявшейся сделки с Ираном) и короли Саудовской Аравии (вторые жертвы иранской сделки)».

Несмотря на успокаивающие заявления президента США, множество аспектов американского внешнеполитического курса в азиатско-тихоокеанском регионе остаются в состоянии значительной неопределенности. Страны регионы с гораздо бóльшим вниманием прислушиваются к сигналам от формирующейся команды избранного президента Трампа, чем к Бараку Обаме, находящемуся в статусе «хромой утки».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

14 июля 2017 | 12:36

Дайджест внешней политики США (7 - 13 июля)

Саммит «двадцатки» и предшествовавшая ему дипломатическая подготовка стали первым «пробным» столкновением двух конкурирующих взглядов на развитие международной системы. Освещение давно ожидаемой встречи Трампа с Путиным в США сопровождалось усилением атак на администрацию по линии «русских связей». «Челночная дипломатия» Тиллерсона в Персидском заливе позволила выйти из объявленного Вашингтоном тупика в разрешении ситуации вокруг изоляции Катара.

12 января 2016 | 07:06

Обзор новой Стратегии национальной безопасности России

Уже в среднесрочной перспективе конфликт может быть разрешен одним из двух вариантов - либо Россия перенапряжется и под грузом санкций согласится вернуться на свое предыдущее место, либо Запад признает ее новую роль. И второй вариант видится куда более вероятным, особенно если Москва продемонстрирует, что в своей новой ипостаси она будет проводить конструктивную политику.

5 февраля 2016 | 10:31

Дайджест внешней политики США за неделю (29 января-4 февраля)

Изложенный на прошедшей неделе министром обороны США проект военного бюджета на 2017 год вызвал неоднозначную реакцию, как в Конгрессе, так и в структуре самого Пентагона. Главными темами обсуждения на заседании сенатского комитета по международным делам стала проблема единства "западного лагеря" и "российской угрозы". С проблемами начавшийся международный переговорный процесс по Сирии на фоне разногласий всех непосредственных участников диалога и его спонсоров не сулит успехов в обозримой перспективе.

9 апреля 2014 | 14:25

Санкции против Белоруссии привели к тому, чего пытался избежать Запад

Беларусь с 1998 года была полигоном, на котором страны Запада отрабатывали введение санкций. Однако результативность этих мер всегда была низкой. Санкции не являются эффективным инструментом давления на президента и государственный режим Беларуси. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова