Армянский вопрос является одним из самых сложных для внешнеполитической стратегии Турции. Во внутренней политике вопрос о геноциде армян является главным раздражителем для турецких правых. Интерпретация событий 1910-х годов является крупной проблемой в отношениях Анкары не только с Арменией, но и с Европейским союзом. В конечном счете он сказывается на реализации турецкой концепции «ноль проблем с соседями». Проблема гибели армян сто лет назад становится предметом дискуссии далеко за пределами турецко-армянского взаимодействия и проецируется на региональный и глобальный контекст.
Проблема армянского геноцида важна для армянского народа, который стремится восстановить историческую справедливость и надеется на возмещение с турецкой стороны за массовую гибель армян в Османской империи в 1914-1915 годах. Трактуя события как геноцид, Армения и мировое армянское сообщество вкладывает в это понятие ценностный подтекст, а не юридический, поскольку международная конвенция о геноциде была принята только в 1949 году. При этом Ереван надеется на финансовые компенсации или даже возвращение Турцией утраченных Арменией в в 1920-м году земель.
Армянские круги активно воздействуют на европейских и американских политиков, многие из которых настроены по вопросу о геноциде безразлично и потому готовы использовать его в своих интересах. В глазах руководства Франции и Германии отрицание Анкарой геноцида является важным символическим препятствием для вступления Турции в ЕС. В ряде стран мира геноцид армян был признан законодательно, а во Франции даже пытались ввести уголовное наказание за его отрицание.
Правящая в Турции c 2002 года “Партия справедливости и развития” стремится способствовать улучшению отношений с соседями. В 2008-2009 годах Анкара и Ереван впервые были близки к установлению и нормализации дипломатических отношений. Но подписанные в Цюрихе «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений» не были ратифицированы парламентами двух стран, где резко против высказалась оппозиция. Один из важных элементом договоренности было создание совместной комиссии из историков для изучения вопроса о геноциде армян 1915 года.
Турция до сих пор выступала категорически против признания геноцида, избегала самого слова «геноцид» как в официальных речах, так и в прессе. В этом контексте заявление премьер-министра Турции Рэджепа Тайипа Эрдогана о массовой гибели армян от 23 апреля 2014 года, можно рассматривать как шаг навстречу армянским коллегам и именно так его позиционируют в Анкаре. Вместе с тем, если внимательно рассмотреть контекст заявления, то станет очевидно: Турция не извиняется за действия Османской империи, но говорит об общем прошлом всех ее народов, которые все вместе и пострадали. Иными словами, Эрдоган утверждает, что все народы империи столкнулись с одинаковыми сложностями со стороны государства, которое прекратило существование - об этом нужно помнить, но при этом искать пути мирного развития вместе во имя будущего.
Слова Эрдогана были сказаны в памятные для армян дни, когда по всему миру вновь поднимается вопрос геноцида. Это приводит к ущербу внешнеполитической репутации Турции, которая по мнению многих не достаточно дистанцируется от Османской империи. Особенно некстати для Анкары памятные даты геноцида совпали с событиями в населенном армянами сирийском городе Кесабе, где в результате действий турецких экстремистов погибло значительное количество мирных жителей.
Рэджеп Эрдоган своими словами стремится не столько извиниться перед армянами, сколько отправить сигнал о том, что Турция, как и Османская империя, терпима ко всем соседним народам, с которыми ее связывает общее прошлое и главное – общее будущее.
На саммите АТЭС в Перу Барак Обама безуспешно пытался доказать, что предвыборная риторика Дональда Трампа не будет реализована в полном объеме и проект ТТП еще рано списывать со счетов. Сам Трамп огласил список инициатив на первые сто дней своего президентства. Уже сейчас становится ясно, что его стремление наладить отношения с Россией встретит жесткое противодействие в Конгрессе.
Приходится констатировать, что при сохранении текущих тенденций модель двойной конфронтации может приобрести признаки структурной основы панъевропейского пространства как минимум в краткосрочной перспективе.
Неизбежные уступки участников переговорного процесса должны быть соразмерными понесенным в конфликте потерям, а также отражать степень выполнения уже достигнутых договоренностей. То есть доверие между задействованными сторонами должно возникнуть на основе достижений Минского процесса, на совпадении деклараций и действий. Напротив, нежелание участников урегулирования разрешить конфликт можно проследить по тому, сколько пунктов Минских соглашений не выполнено.
Попытка вытеснить из переговорного процесса вокруг Нагорного Карабаха одного из заинтересованных гарантов мира – Россию – может создать в Баку ощущение, что западные державы с пониманием отнесутся к попытке Азербайджана резко изменить статус-кво в свою пользу.