Благодаря Фонду Горчакова я недавно впервые побывал в Армении - давал несколько лекций в Университете экономики. Разговаривал с людьми, осматривал город и в результате привез несколько наблюдений, из которых я понял, что Армения очень рассудительная страна и умеет соотносить цели со средствами.
Армяне без истерики и с большим постоянством строят современное государство. В газетах соседствуют сообщения о подписании соглашения о присоединении к Таможенному союзу и сообщения о сотрудничестве с европейскими организациями. Я не видел армянской провинции, но если сравнивать Ереван с Тбилиси - сравнение будет в пользу первого. Отличные дороги, нет аварийного жилья, большой современный аэропорт, отличный университетский кампус, современные машины на улице, мало нищих. В центре города большое строительство зданий и реконструкция инфраструктуры - в особенном, монументальном стиле.
Несмотря на скованные условия жизни - блокада со стороны Турции и Азербайджана, отсутствие выхода к морю и общей границы с Россией - ВВП на душу в Армении и Грузии отличаются всего на 100 долл. США. В стране также нет больших запасов минеральных ресурсов и источников безвозмездной финансовой помощи на Западе.
Посетив исторический музей я понял, что армяне степенны и разумны потому, что накопили огромный стратегический опыт в течении столетий жизни в сложном окружении. Нужно помнить, что с Россией Армения относительно недавно. Вплоть до начала 19 века Армения была частью ближневосточной географии. Древние армянские цари бились еще с Римской империей и всеми соседями, с кем доводилось сталкиваться. В период наибольшего расцвета армянское государство достигало одновременно трех морей - Черного, Каспийского и Средиземного.
При этом в армянском историческом нарративе нет истерики. Армения по-своему очень достойно увядшая империя.
Каждый эпизод ее истории заслуживает в музейной экспозиции ровно столько внимания, сколько длился этот эпизод. Вот древние стоянки людей (несколько тысяч лет до н.э.), вот древние поселения, первая письменность, контакты с соседями, войны с Римом, затем средневековая борьба с персами и османами, потеря государственности.
Начало контактов с Россией описывается нейтрально и объективно. Не умалчивается, что отбив часть армянских земель у персов Россия не дала армянам автономии. Но нет и крика о том, что имперская Россия душила армянское общество. Найдены слова о симбиозе. О геноциде западных армян в Турции сказано немного - один стенд в трех этажном музее. Затем наступает советский период - тоже дано хорошее и плохое. Маленький уголок - война в Карабахе. Дальше современная Армения - три стенда. События истории хоть и даны субъективно, но в уместном объеме и без крупных перекосов.
Этот исторический музей сделан по профессиональным канонам - так же как дороги и университетский кампус в Ереване. Думаю, Армения устойчива к политическим поветриям потому, что неоднократно видела, как они рождались и умирали. Стратегическое мышление - хорошее наследство от многое видавших предков.
Обострение между КСА и Ираном означает, что прокси-войны двух стран могут стать все менее опосредованными. В условиях внутренней слабости и недостаточно твердых позиций в арабском мире обострение может обернуться для Саудовской Аравии неблагоприятным образом.
Russia Direct встретилась с профессорами политологии Андреем Сушенцовым и Андреем Безруковым из Московского государственного института международных отношений (Университет МГИМО), чтобы обсудить текущие и будущие конфликты, с которыми России предстоит столкнуться, а также о том, как Россия и мир могут решить глобальные проблемы вместе.
Решения Верховной Рады о моратории на возвращение кредитов достаточно для того, чтобы потребовать досрочного взыскания этих долгов. Москва имела право потребовать выплаты долга уже тогда, когда отношение украинского госдолга к ВВП превысило 60%. Украинский уже госдолг перевалил отметку в 1,5 триллиона гривен и таким образом превысил 100% ВВП страны.
Став одним из ключевых факторов внутрирегиональных процессов, ИГ, тем не менее, не изменил логику ближневосточной политики. Для одних ИГ стало проблемой внутренней безопасности в контексте традиционного противостояния исламистских и светских сил, для других – вопросом регионального баланса сил или предлогом для вмешательства в дела соседей.