20 января президент США Барак Обама выступил перед Конгрессом с обращением «О положении в стране», в котором описал перспективы новой американской экономической политики «среднего класса». Хотя речь на 85 процентов была посвящена экономике, реализация изложенной в ней программы повлечет серьезные внешнеполитические последствия.
Пожалуй, это было самое триумфальное выступление Обамы за все шесть лет его правления. Что удивительно, поскольку всего три месяца назад Демократическая партия потерпела чувствительное поражение на выборах в Конгресс, а в ходе избирательной кампании кандидаты стремились дистанцироваться от непопулярного президента, чей рейтинг был крайне низок. И тем не менее Обаме удалось выстроить речь так, что она звучала как перечень его достижений: наибольший за 15 лет рост американской экономики (на 3,4 процента), создание 11 миллионов новых рабочих мест, сокращение бюджетного дефицита на две трети, первый за десятилетие рост реальных доходов американцев.
Лейтмотив выступления: кризис закончен, пора думать о будущем.
Оно видится американскому президенту позитивно. Обама полагает, что США удержат за собой позиции лидирующего мирового производственного центра и первой по размеру экономики. Однако способ достижения этой цели будет отличаться от тех, что использовались раньше. Новая американская экономическая политика влечет за собой перемены в глобальной стратегии США.
Планируется пересмотр ключевого для экономики Америки показателя — доли экспорта в ВВП государства. Прежде она никогда не превышала 12-14 процентов. Это делало Соединенные Штаты самым крупным и замкнутым на себе рынком. При этом 80 процентов внешней торговли США приходилось на Мексику и Канаду (с долей экспорта 30-32 процента ВВП). Обама планирует выйти за пределы Северной Америки и распространить торговые союзы на Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион. Это создаст новую ситуацию, в которой благополучие США впервые окажется в зависимости от внешних экономических обстоятельств, над которыми Вашингтон будет не властен.
Тем самым США делают своим приоритетом на долгосрочную перспективу — 15 и 30 лет — создание преференциальных торговых союзов в Атлантическом и Тихоокеанском регионах «поверх» режима торговли ВТО. Эти союзы не будут инклюзивными, а странам, которые в них не войдут, для сохранения своих торговых позиций придется конкурировать с американскими проектами. Это неизбежно спровоцирует усиление экономического национализма и протекционизма. Что в свою очередь приведет к отходу от прежней модели роста мировой экономики, основанной на свободном перетекании капитала, товаров, технологий, услуг и рабочей силы.
В своем обращении к Конгрессу, в основном посвященном нуждам рядового американца, Обама попытался переосмыслить концепцию мирового американского лидерства. Однако делал он это вынужденно, а не по своей воле.
Дело в том, что прежняя логика, по которой свободный рынок и конкуренция давали преимущество американским корпорациям перед соперниками, больше не работает. По словам самого Обамы, в прошлом у США была фора, но другие страны наверстали упущенное. Американский лидер впервые прямо указал, что США не позволят Китаю оспорить сложившееся положение дел, при котором именно Вашингтон определяет правила международной торговли. В послании Обама вновь подтвердил приверженность США односторонним подходам к проблемам безопасности и угрозам жизненным интересам страны, а также делал акцент на американской исключительности.
В совокупности это указывает на то, что в своей долгосрочной политике США будут стремиться выстраивать отношения с избранными экономическими партнерами по логике торгового режима НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле). Причем для этого требуется не только строгая торговая и финансовая дисциплина, но и поддержка единства политических оценок. Примером такой политики в Европе в последний год стала кампания США по агитации стран ЕС за присоединение к режиму антироссийских санкций.
Хотя внешнеполитическая часть выступления заняла всего 15 процентов содержания текста, выделенные приоритеты показывают иерархию озабоченности США мировыми делами. Как и в обращении к Генеральной Ассамблее ООН в 2013 году, Обама указал, что Соединенные Штаты больше не стремятся использовать силу как первый инструмент в решении международных проблем. Прежде всего потому, что это вредит интересам США и вовлекает их в необязательные войны.
Однако, вопреки ожиданиям, Обама попросил американский Конгресс дать ему полномочия для нанесения ударов по позициям «Исламского государства» (ИГ) в Сирии и Ираке. Не исключено, что в перспективе американские войска вновь окажутся в Ираке, однако пока главной задачей Вашингтон считает создание международной коалиции, включающей арабские страны. Позиция США по сирийскому конфликту по-прежнему противоречива — Вашингтон продолжит помогать вооруженной оппозиции Башару Асаду, рассчитывая, что она станет бороться и с ИГ. Однако не раз случалось, что умеренная оппозиция превращалась в радикальную и вместо борьбы с исламистами пополняла их ряды. Оснований для изменения этой ситуации не просматривается.
Российский фрагмент речи Обамы, несмотря на пристальное внимание к нему отечественных СМИ, занял всего 1,5 процента текста выступления — в два раза больше внимания было уделено проблеме изменения климата или борьбе с эпидемиями. Тезисы о России не содержали нового и фиксировали американское видение украинского кризиса: США эффективно сдерживают российскую агрессию путем санкций. В целом, Обама старается придерживаться такого курса — не допускать катастрофического ухудшения отношений с Москвой, но и не стремиться к их улучшению. Примечательно, что Россия была упомянута вместе с Кубой и Ираном, с которыми Вашингтон сейчас старается нормализовать диалог.
В заключении внешнеполитического блока своего послания Обама произнес одно предложение о том, что ранее было известно как «поворот США в Азию». Смысл сводился к тому, что американцы будут укреплять свои региональные союзы, чтобы сохранить за собой возможность определять правила игры в торговле и территориальных спорах. Вероятно, это единственное место в тексте, ясно свидетельствующее о стремлении США не дать КНР выйти на ведущие позиции в Азии.
Последствия новой внешнеторговой политики США для их внешнеполитического курса будут значительными и долгосрочными. Создавая сеть преференциальных торговых режимов с союзниками, Вашингтон фактически отходит от модели свободного глобального рынка и стимулирует образование в Европе и Азии огороженных барьерами торговых режимов.
Вероятно, США озабочены подобными программами ЕС, России и Китая, но учитывая их вклад в мировую экономику, направляют всех именно по этому пути.
Для России, которая относительно недавно вступила в ВТО, эта перемена американской политики пройдет относительно незаметно — нас с США не связывает и не будет связывать интенсивная торговля. Более того, Россия первая и заблаговременно сделала ставку на консолидацию потребительских рынков со своими соседями. Однако развивающимся странам, строящим свое благополучие на экспорте, — таким как Китай, Индия, Южная Корея, Турция и Германия — придется конкурировать на внешних и внутренних рынках с американским экспортом. Не исключено, что это соперничество приведет к неожиданным политическим последствиям — образованию тесных союзов на основе антиамериканизма.